Страница в состоянии разработки

Тема 1. Общее устройство автомобиля и двигателя

ТерминЗначениеИллюстрация
Подвижной составПодвижной состав автомобильного транспорта включает в себя автомобили, прицепы и полуприцепы 
АвтомобильАвтомобиль - это самодвижущийся экипаж, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым дорогам и по бездорожью.
ПрицепПодвижной состав, не имеющий двигателя и приводимый в движение автомобилем-тягачом, причем тягач воспринимает только продольные силы при взаимодействии с прицепом, а весь вес прицепа действует только на опорную поверхность
ПолуприцепПрицеп, часть веса которого действует на автомобиль-тягач
ТягачАвтомобиль, буксирующий прицеп или полуприцеп
АвтопоездАвтомобиль-тягач с одним или более прицепом (полуприцепом)
ДышлоУстройство, связывающее прицеп с тягачом. Дышло передает только тяговые и тормозные силы
СедлоСедельно-сцепное устройство (седло) - устройство, связывающее полуприцеп с тягачом. Седло передает тяговые и тормозные силы, а также передает часть веса полуприцепа на автомобиль-тягач
Тип автомобиля (вид)Характеристика подвижного состава, указывающая на его назначение. Различают следующие типы:
1 Легковой
2 Автобус
3 Грузовой общего назначения
4 Седельный тягач
5 Самосвал
6 Цистерна
7 Фургон
9 Специальный
Тип 8 не применяется
 
Класс автомобиляХарактеристика подвижного состава, косвенно указывающая на его размеры. Класс легкового автомобиля зависит от рабочего объема его двигателя, класс автобуса зависит от его длины, класс грузового автомобиля зависит от его полной массы 
МодельУсловное буквенно-цифровое обозначение, указывающее на конкретный автомобиль (прицеп, полуприцеп). Включает в себя название изготовителя, класс, тип и порядковый номер модели. Например: КАМАЗ-5320. В этом обозначении КАМАЗ - название изготовителя, 5 - класс грузовика, 3 - тип (бортовой автомобиль), 20 - порядковый номер модели 
Базовая модельКонструкция автомобиля, положенная в основу семейства автомобилей, в котором основа конструкции одинаковая, но есть отличия, расширяющие возможности выбора. Например: ВАЗ-2108 базовая модель семейства переднеприводных автомобилей, включающего в себя кроме базовой модели ряд модификаций (ВАЗ-2109, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099 и др) 
МодификацияАвтомобиль, сконструированный на основе базовой модели. Например: ВАЗ-2106 базовая модель, ВАЗ-21061 модификация, отличающаяся от базовой модели рабочим объемом двигателя 
Бортовой автомобильАвтомобиль, имеющий грузовую платформу с откидывающимися бортами
ЦистернаЕмкость, предназначенная для перевозки жидких грузов
ФургонГрузовая платформа закрытая со всех сторон для обеспечения сохранности груза
СамосвалГрузовой автомобиль, у которого грузовая платформа имеет опрокидывающий механизм, который позволяет ускорить разгрузку. Применятся для перевозки сыпучих грузов
СеданКузов легкового автомобиля с явно выраженным моторным отсеком, пассажирским салоном и багажником. Иногда называют трехобъемным кузовом. Более подробная информация здесь
ЛимузинКузов легкового автомобиля, в котором передние сиденья отделены от остальной части салона перегородкой. Обычно имеет удлинненную базу, повышенный комфорт, два или три ряда сидений. Более подробная информация здесь
КупеКузов легкового автомобиля, с укороченной базой и двумя боковыми дверями. Может иметь один или два ряда сидений. Более подробная информация здесь
УниверсалКузов легкового автомобиля, у которого пассажирский салон и багажник объединены. Универсал имеет заднюю дверь для погрузки груза. Универсал называют двухобъемным кузовом. Более подробная информация здесь
КабриолетКузов легкового автомобиля с открытым верхом (без крыши). Кабриолет может иметь съемную крышу. Более подробная информация здесь 
ХэтчбекРазновидность кузова Универсал, имеет пологий спуск задней части. Более подробная информация здесь
Специализированный автомобильАвтомобиль, предназначенный для перевозки одного вида грузов, например для перевозки сыпучих грузов (самосвал) 
Специальный автомобильАвтомобиль, предназначенный для перевозки только одного конкретного груза, например, специальный автомобиль для перевозки жидкого бетона. К специальным относят также автомобили, на которых смонтированы буровые вышки, лаборатории, пожарное оборудование и др. 
Автомобиль общего назначенияАвтомобиль, предназначенный для перевозки различных по своим свойствам грузов по дорогам с твердым покрытием 
Автомобиль повышенной проходимостиАвтомобиль, конструкция которого позволяет ему передвигаться не только по дорогам с твердым покрытием, но также в условиях бездорожья 
Внедорожный автомобильАвтомобиль, конструкция которого позволяет ему передвигаться в очень сложных условиях в течение длительного времени 
Полноприводный автомобильАвтомобиль, у которого все колеса являются ведущими 
Неполноприводный автомобильАвтомобиль, у которого не все колеса являются ведущими 
Переднеприводный автомобильАвтомобиль, у которого ведущими являются только передние колеса 
Заднеприводный автомобильАвтомобиль, у которого ведущими являются только задние колеса 
Колесная формулаУсловное обозначение, указывающее общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес. Например, автомобиль КАМАЗ-5320 имеет колесную формулу 6х4 (общее количество колес - 6, из них 4 ведущих). Сдвоенные задние колеса у грузовых автомобилей считаются как одно 
Компоновка автомобиляВзаимное расположение основных частей автомобиля (двигатель, трансмиссия, кабина, кузов) 
КузовЭлемент конструкции, в котором размещен груз или пассажиры 
КабинаРабочее место водителя, где расположены органы управления и контрольно-измерительные приборы 
КапотКрышка моторного отсека. Капот может быть расположен как спереди автомобиля, так и сзади, в зависисмости от расположения двигателя 
Грузовая платформаЭлемент конструкции грузового автомобиля, предназначенный для размещения на нем груза 
ОперениеЭлементы конструкции кузова автомобиля, закрывающие колеса и формирующие внешний вид автомобиля. Главным образом это крылья 
Автомобиль с бескапотной компоновкойАвтомобиль, не имеющий капота. У такого автомобиля двигатель находится либо под кабиной, либо под полом (как, например, у некоторых автобусов) 
Автомобиль с капотной компоновкойАвтомобиль с явно выраженным моторным отсеком, который закрывается специальной крышкой - капотом 
Автомобиль с классической компо-новкойАвтомобиль с передним расположением двигателя и задними ведущими колесами. Такими были самые первые конструкции автомобилей. Отсюда такое название 
Автомобиль с переднемоторной компоновкойАвтомобиль, у которого двигатель расположен в его передней части. Например, ВАЗ-2108 
Автомобиль с заднемоторной компоновкойАвтомобиль, у которого двигатель расположен в его задней части. Например, ЗАЗ-968А 
ШассиЭто то, что останется, если с автомобиля убрать двигатель и кузов с кабиной. Шасси включает в себя ходовую часть, трансмиссию и системы управления 
Ходовая частьТележка с колесами. Включает в себя раму, подвеску и колеса 
ПодвескаУстройство, обеспечивающее упругую связь колес с кузовом (рамой) автомобиля 
Системы управленияУстройства, позволяющие водителю изменять направление движения автомобиля и останавливать его. Первую задачу решает рулевое управление, вторую - тормозная система 
ДетальЦельное неразъемное изделие, выполняющее определенные задачи в конструкции узла 
УзелГруппа связанных между собой деталей, выполняющих определенные функции. Например: подшипниковый узел 
МеханизмНечто более крупное, чем узел, также выполняющее определенные функции. Например: газораспределительный механизм 
АгрегатМеханизм, имеющий свой собственный корпус. Например: двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, ведущий мост 
БазаРасстояние между осями автомобиля 
АгрегатРасстояние между серединами колес одной оси 
Дорожный просвет (клиренс)Расстояние от низшей точки конструкции автомобиля до опорной поверхности 
ГрузоподъемностьНаибольшее количество груза, которое разрешено перевозить на данном автомобиле 
Собственная массаМасса автомобиля без груза. Другое название - снаряженная масса 
Полная массаМасса автомобиля с грузом 
Минимальный радиус поворотаРадиус дуги, описываемой крайней наружной точкой автомобиля при его повороте с максимальным углом поворота управляемых колес. 
Рабочий циклСовокупность процессов, периодически повторяющихся в цилиндре двигателя. Рабочий цикл четырехтактного двигателя включает в себя четыре части: впуск, сжатие, расширение, выпуск 
ТактЧасть рабочего цикла, протекающая при движении поршня от одной мертвой точки к другой 
Ход поршняРасстояние, которое проходит поршень при перемещении его от одной мертвой точки к другой 
Верхняя мертвая точкаСамое верхнее положение поршня 
Нижняя мертвая точкаСамое нижнее положение поршня 
Рабочий объем цилиндраОбъем, освобождаемый поршнем при его перемещении от одной мертвой точки к другой 
Камера сгоранияПространство над поршнем во время его нахождения в верхней мертвой точке 
Полный объем цилиндраСумма рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания 
Рабочий объем двигателя (литраж)Сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя 
Степень сжатияОтношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Безразмерная величина 
Четырехтактный двигательДвигатель, в котором рабочий цикл осуществляется за четыре такта 
Двухтактный двигательДвигатель, в котором рабочий цикл осуществляется за два такта 
Карбюраторный двигательДвигатель, имеющий карбюратор. В этом двигателе бензовоздушная смесь в цилиндре поджигается электрической искрой 
КарбюраторУстройство, предназначенное для смешивания бензина с воздухом и образования бензо-воздушной горючей смеси 
Газовый двигательДвигатель, в котором используется газообразное топливо. Обычно это смеси пропана и бутана, или метан. В этом двигателе газо-воздушная смесь в цилиндре поджигается электрической искрой 
Дизельный двигательДвигатель, в котором топливо воспламеняется в следствие его впрыска в сжатый и нагретый до высокой температуры воздух 
Кривошипно-шатунный механизмПреобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. При этом поршень воспринимает силы давления газов и совершает полезную работу 
Газораспределительный механизмПредназначен для подвода свежей смеси в цилиндр и отвода отработавших газов 
Система охлажденияПредназначена для отвода лишнего тепла от деталей двигателя и рассеивания этого тепла в окружающей среде 
Система смазкиПредназначена для подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя 
Система питанияПредназначена для приготовления топливно-воздушной горючей смеси требуемого состава и в требуемом количестве 
Система зажиганияПредназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах бензиновых и газовых двигателей посредством электрической искры 
Отработавшие газыПродукты сгорания топливо-воздушной смеси 
Токсичные компонентыВещества, входящие в состав отработавших газов, представляющие опасность для живых организмов и растений 
Окись углерода (угарный газ)Один из наиболее опасных токсичных компонентов отработавших газов. Оказывает удушающее действие 
УглеводородыСоединения углерода и водорода. При неполном сгорании топлива в цилиндрах двигателя часть углеводородов выходит в атмосферу вместе с отработавшими газами и в этом случае считается одним из токсичных компонентов 
Окислы азотаСоединения азота и кислорода. Входят в состав продуктов сгорания и являются их токсичными компонентами 
Наддув двигателейСпособ повышения мощности двигателя. Заключается в том, что воздух в цилиндр двигателя принудительно нагнетается специальным насосом и вместе с этим подается увеличенное количество топлива. При сгорании увеличенного количества топливо-воздушной смеси увеличивается давление газов, полезная работа и мощность двигателя 
БензинЖидкое топливо, получается из нефти и применяется в двигателях с искровым зажиганием (карбюраторные и двигатели с впрыском бензина) 
Дизельное топливоЖидкое топливо, получается из нефти и применяется в двигателях с воспламенением от сжатия (дизельные двигатели) 
Легкое топливоТопливо с невысокой средней молекулярной массой. Обычно подразумевается бензин 
Тяжелое топливоТопливо с высокой средней молекулярной массой. Обычно подразумевается дизельное топливо 
Смазочные материалыВещества уменьшающие силы трения и интенсивность износа в подвижных сопряжениях 
Моторные маслаЖидкие смазочные материалы, применяемые в системах смазки двигателей 
Трансмиссионные маслаЖидкие смазочные материалы, применяемые для смазки агрегатов трансмиссии 
Пластичные смазкиНетекучие смазочные материалы. Применяются для смазки различных узлов трения 
Охлаждающая жидкостьЖидкость, применяемая в системе охлаждения двигателя 
Свеча зажиганияУстройство, имеющее два электрода, разделенных изолятором. Служит для создания электрического разряда в камере сгорания двигателя с целью воспламенения топливно-воздушной смеси 
ФорсункаУстройство, служащее для мелкого распыливания топлива с целью образования топливно-воздушной смеси 
Компоновка двигателяВзаимное расположение цилиндров двигателя. Различают двигатели с рядным расположением цилиндров и V-образные (двухрядные). Частным случаем двухрядного двигателя является оппозитный, у которого два ряда цилиндров направлены в разные стороны 
Порядок работы цилиндровПоследовательность, в которой чередуются рабочие циклы в цилиндрах двигателя. Порядок работы цилиндров выбирается из соображений обеспечения равномерной работы двигателя без его колебаний на опорах. Например для рядного четырехцилиндрового двигателя применяется порядок работы: 1-3-4-2, для рядного шестицилиндрового 1-5-3-6-2-4 


Тема 2. Кривошипно-шатунный механизм

ТерминЗначениеИллюстрация
Кривошипно-шатунный механизмГруппа деталей, включающая в себя поршень, цилиндр, шатун и кривошип. Служит для преобразования тепловой энергии в механическую работу 
ПоршеньДеталь в форме стакана, перевернутого дном вверх. Воспринимает давление газов и передает усилие шатуну 
Юбка поршняНижняя часть поршня (ниже оси отверстия под поршневой палец) 
Головка поршняВерхняя часть поршня (выше оси отверстия под поршневой палец) 
Днище поршняВерхняя часть головки, воспринимающая силы давления газов 
БобышкаПриливы металла в боковой части поршня для отверстия под поршневой палец 
Поршневые кольцаМеталлические кольца с разрезом, установленные в канавках головки поршня. Различают компрессионные и маслосъемные кольца 
Компрессионные кольцаПоршневые кольца, предназначенные для уплотнения зазора между поршнем и цилиндром. Препятствуют прорыву газов из рабочей полости цилиндра в кривошипную камеру. В большинстве случаев на поршне устанавливают два компрессионных кольца, которые могут иметь различия по толщине и другие особенности 
Маслосъемные кольцаПоршневые кольца, предназначенные для снятия излишков масла со стенок цилиндра. Излишки масла возвращаются назад в кривошипную камеру, а оставшееся на стенках цилиндра масло обеспечивает смазку поршня и цилиндра 
Поршневой палецДеталь цилиндрической формы, соединяющая поршень с шатуном 
ЦилиндрПустотелая деталь цилиндрической формы, в которой поршень совершает возвратно-поступательные движения. В цилиндре сжигается топливо-воздушная смесь. Горячие газы действуют на поршень и совершают полезную работу 
Гильза цилиндраОтдельная съемная деталь, выполняющая функции цилидра. Гильзы вставляются в корпус кривошипно-шатунного механизма, называемый блоком 
Блок цилиндровКорпус кривошипно-шатунного механизма - монолитная неразъемная деталь сложной формы. Блоки бывают со съемными гильзами цилиндров (например, КамАЗ), или являются единым целым, объединяющим несколько цилиндров (например, ВАЗ) 
Кривошипная камераПространство внутри блока цилиндров, в котором вращаются кривошипы. В нижней части кривошипной камеры обычно имеется масло, используемое для смазки узлов трения в двигателе 
ШатунДеталь, соединяющая поршень с кривошипом 
Поршневая головка шатунаВерхняя часть шатуна, в которую вставлен поршневой палец. Поршневая головка неразъемная 
Кривошипная головка шатунаНижняя часть шатуна, сопряженная с кривошипом (с шатунной шейкой). Кривошипная головка разъемная. 
Крышка шатунаДеталь, соединяемая с шатуном болтами и образующая цилиндрическую поверхность кривошипной головки 
Стержень шатунаСредняя часть шатуна, соединяющая поршневую и кривошипную головки. Стержень шатуна обычно имеет двутавровое сечение 
Шатунный болтБолт специальной конструкции, соединяющий шатун с крышкой. Изготовлен из высокопрочной стали, имеет гладкую часть на стержне, которая плотно входит в отверстие в крышке и шатуне, что препятствует поперечному сдвигу крышки относительно шатуна. Шатунный болт имеет резьбу с мелким шагом и гайку увеличенной высоты, что увеличивает нагрузочную способность этого резьбового соединения 
Коленчатый валДеталь, объединяющая в себе несолько кривошипов 
Шатунная шейкаЧасть коленчатого вала, сопряженная с шатуном 
Коренная шейкаЧасть коленчатого вала, сопряженная с блоком цилиндров 
ЩекаЧасть коленчатого вала, соединяющая шатунную и коренную шейки 
КоленоЧасть коленчатого вала, включающая в себя шатунную шейку, две ее щеки и связанные с ними коренные шейки 
ПротивовесЧасть коленчатого вала, являющаяся продолжением щеки и предназначенная для уравновешивания центробежных сил инерции колена 
Головка блока цилиндровДеталь, закрывающая цилиндры сверху, благодаря чему полость цилиндра является замкнутой (закрытой со всех сторон). Головка блока цилиндров имеет сложную форму. В ней расположены каналы для подвода и отвода газов, каналы для охлаждающей жидкости, детали газораспределительного механизма 
МаховикМассивная деталь в форме диска, закрепленная на торце коленчатого вала. Сглаживает крутильные колебания, возникающие в результате действия переменных сил давления газов и сил инерции. Маховик является также одной из деталей сцепления. Та часть двигателя, в которой расположен маховик, считается задней. Противоположная часть двигателя считается передней. 
Зубчатый венецДеталь в форме кольца с зубьями, напрессованная на наружную поверхность маховика. Зубчатый венец используется при пуске двигателя стартером. 
ШкивВращающаяся деталь ремённой передачи. В отличие от блока, шкив передаёт усилие с оси на ремень (либо с ремня на ось); блок же вращается на оси свободно и обеспечивает исключительно изменение направление движения ремня или каната. На автомобильных двигателях применяют клиновые и поликлиновые ременные передачи для привода навесных агрегатов (генератор, насос системы охлаждения, вентилятор, насос гидроусилителя и др.) Шкив (один или более) закреплены на переднем конце коленчатого вала 
СилуминСилумин – сплав алюминия с кремнием. Основу сплава составляет алюминий. Кроме этого в сплаве присутствует кремний в количестве от 4 до 23%, а также незначительное количество примесей Fe, Cu, Mn, Ca, Ti, Zn, и некоторые другие. Силумины имеют хорошие литейные свойства и поэтому их применяют для отливки деталей сложной конфигурации. Очень широко силумины применяют в автомобилестроении и авиастроении. Из силуминов изготавливают блоки цилиндров двигателей (ГАЗ), головки цилиндров (ВАЗ), поршни и другие детали.


Тема 3. Газораспределительный механизм

ТерминЗначениеИллюстрация
КлапанДеталь, открывающая и закрывающая вход газов в цилиндр и выход из него 
Стержень клапанаЧасть клапана, вставляющаяся в направляющую втулку 
Тарелка клапанаЧасть клапана, непосредственно открывающая и закрывающая проход газов 
Седло клапанаДеталь в форме кольца, запрессованная в головку блока. В седло садится и поднимается тарелка клапана, закрывая и открывая проход для газов 
ПроточкаКольцевое углубление на стержне клапана, в которое помещается кольцевой выступ сухарей при сборке клапанного узла 
СухарьДеталь с конической наружной поверхностью и с цилиндрической внутренней поверхностью по размеру стержня клапана. Два сухаря на клапане выполняют функции замкового устройства и удерживают пружины клапана в сжатом состоянии. Для разборки клапанного узла вынимают сухари и узел разбирается. 
Направляющая втулкаДеталь цилиндрической формы с отверстием по размеру клапана. Запрессовывается в головку блока. Во втулку вставляется клапан и совершает в ней возвратно-поступательные движения. 
Маслосъемный сальникКольцо из маслостойкой резины, которое надевается на направляющую втулку и плотно охватывает стержень клапана. Не пропускает излишки масла в зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой 
КоромыслоДвуплечий рычаг. Имеет ось качания приблизительно в средней части. Один край коромысла получает усилие от штанги, другой край нажимает на клапан и открывает его 
ШтангаПустотелый стержень круглого сечения со сферическими наконечниками. Штанга получает усилие от толкателя и предает его коромыслу 
ТолкательДеталь, получающая усилие от кулачка и передающая его другим деталям механизма привода клапана. Главное назначение толкателя состоит в том, что он принимает на себя поперечную составляющую силы от кулачка и передает дальше по кинематической цепи только осевую силу. Применяют плоские цилиндрические и качающиеся роликовые толкатели 
Распределительный валДеталь, приводящая в действие механизмы привода всех клапанов двигателя. Имеет опорные шейки и кулачки. Может также иметь эксцентрик для привода бензонасоса или шестерню для привода маслянного насоса 
Опорная шейкаЧасть распределительного вала круглой цилиндрической формы. Опорные шейки являются составной частью подшипников скольжения в которых вращается распределительный вал 
КулачокЧасть распределительного вала некруглой формы, которая при вращении создает толкающее усилие для механизма привода клапана 
ЭксцентрикЧасть распределительного вала круглой цилиндрической формы. Ось эксцентрика смещена относительно оси распределительного вала. Благодаря этому при вращении эксцентрик создает плавное толкающее усилие механизму привода бензонасоса 
ПостельЦилиндрическая поверхность в головке блока, в которую устанавливается опорная шейка распределительного вала. Количество постелей равно количеству опорных шеек 
ШпонкаДеталь, предназначенная для передачи крутящего момента от вала на ступицу шкива (или шестерни), а также в обратном направлении от шкива к валу. Применяют шпонки призматические и сегментные 


Тема 4. Система охлаждения

ТерминЗначениеИллюстрация
АнтифризЖидкость, не замерзающая при отрицательных температурах. Для автомобильных двигателей применяют антифриз, состоящий из этиленгликоля и воды 
ТосолОхлаждающая жидкость, состоящая из антифриза с добавлением присадок и красителей 
РадиаторТеплообменный аппарат, отбирающий тепло от тосола, и рассеивающий его в атмосфере 
ТермостатПрибор, управляющий потоками охлаждяющей жидкости в двигателе и поддерживающий тем самым оптимальную температуру двигателя 
Рубашка охлажденияПолости вокруг цилиндров двигателя, по которым движется тосол 
Расширительный бачокЕмкость, компенсирующая тепловое расширение тосола 
Атмосферный клапанКлапан в пробке радиатора (или расширительного бачка), который впускает воздух из атмосферы в систему охлаждения при остывании двигателя и тем самым не допускает сжатие и деформации резиновых соединительных шлангов 
Паровой клапанКлапан в пробке радиатора (или расширительного бачка), который выпускает пар (или тосол) из системы охлаждения при повышении давления до предельно допустимого значения и тем самым предохраняет резиновые соединительные шланги от разрушения, а также не допускает выдавливания тосола из системы охлаждения наружу через соединения шлангов 


Тема 5. Система смазки

ТерминЗначениеИллюстрация
МаслоЖидкий смазочный материал. Уменьшает коэффициент трения в подвижных сопряжениях 
МаслоприемникУстройство в виде трубки с сеткой для отбора масла из поддона и подачи его в масляный насос. Сетка не пропускает в насос крупные посторонние твердые частицы 
ПоддонНижняя крышка двигателя, закрывающая кривошипно-шатунный механизм. В поддоне обычно содержится запас масла 
Односекционный масляный насосМасляный насос с одной парой шестерен, создает один поток масла 
Двухсекционный масляный насосМасляный насос с двумя парами шестерен. Каждая пара создает свой поток масла. Один поток направляется для смазки деталей, а второй - либо в масляный радиатор, либо в масляный фильтр 
Смазка под давлениемСпособ смазки, при котором масло под давлением нагнетается в зазор между деталями. Например в зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами 
Смазка разбрызгиваниемСпособ смазки, при котором масло разбрызгивается вращающимися деталями и капли масла попадают на поверхность трения. Например, разбрызгиванием смазываются гильзы цилиндров и кулачки распределительного вала 
Комбинированная система смазкиСистема смазки в которой часть деталей смазывается под давлением, а другая часть - разбрызгиванием. Комбинированная система смазки применяется во всех автомобильных двигателях 
Система смазки с мокрым картеромСистема смазки в которой основной запас масла находится в поддоне. Применяется на большинстве автомобильных двигателей 
Система смазки с сухим картеромСистема смазки в которой основной запас масла находится в специальном масляном баке. Такие системы смазки применяются на автомобилях работающих при значительных кренах кузова или движущихся с высокими скоростям, когда возникает опасность попадания воздуха в маслоприемник и масляный насос. Например: карьерные самосвалы, спортивные автомобили 
Главная масляная магистральКанал в блоке цилиндров. в который подается масло от масляного насоса и отводится к разным точкам смазки 
Фильтр грубой очисткиФильтр, отсеивающий только крупные посторонние частицы 
Фильтр тонкой очисткиФильтр, отсеивающий не только крупные, но и мелкие посторонние частицы 
Полнопоточный фильтрФильтр, через который проходит весь поток масла, подаваемый насосом в систему смазки 
Неполнопоточный фильтрФильтр, через который проходит часть потока масла, подаваемого насосом и сливается в поддон, а другая часть масла подается для смазки деталей 
Фильтрующий элементПористый материал, который пропускает масло, но задерживает на своей поверхности посторонние частицы 
Центробежный фильтрФильтр, в котором отделение посторонних твердых частиц от масла осуществляется центробежными силами инерции. Другое название - центрифуга 
Центробежный маслоочистительРазновидность центробежного фильтра. Отличается тем, что в центрифуге емкость с маслом раскручивается реактивными силами масляных струй (ЗИЛ), а в центробежном маслоочистителе емкость с маслом закреплена на коленчатом валу и вращается вместе с ним (Запорожец) 
Редукционный клапанКлапан, поддерживающий постоянное давление масла в напорной магистрали масляного насоса 
Перепускной клапанКлапан, пропускающий масло в обход фильтрующего элемента при большом перепаде давления на нем 
Противодренажный клапанКлапан, пропускающий масло от насоса в систему смазки и не пропускающий его в обратном направлении 
Датчик давления маслаУстройство, реагирующее на давление масла. Датчик либо включает контрольную лампу давления масла, когда давление недостаточное, либо управляет работой стрелочного прибора 
Отработавшие газыПродукты сгорания топливно-воздушной смеси 
Масляный туманМелкие капли масла во взвешенном состоянии. Образуется в полости картера в результате разбрызгивания масла вращающимся коленчатым валом 
Картерные газыСмесь отработавших газов с масляным туманом. Газы прорываются из цилиндра в картер через зазор между поршнем и цилиндром и смешиваются там с масляным туманом 
МаслоотделительУстройство отделяющее масло от картерных газов 
Система вентиляции картераУстройство для отвода картерных газов из полости картера 
Открытая система вентиляцииСистема вентиляции, которая отводит картерные газы из полости картера в атмосферу 
Закрытая система вентиляцииСистема вентиляции, которая отводит картерные газы из полости картера в впускную систему двигателя 


Тема 6. Система питания карбюраторного двигателя

ТерминЗначениеИллюстрация
БензинЖидкое топливо. Смесь углеводородов. Продукт переработки нефти 
Состав смесиСоотношение топлива и воздуха в смеси. Если количество топлива точно соответствует количеству воздуха, смесь называется нормальной. Если топливо в избытке, смесь называется богатой. Если воздух в избытке, то смесь называется бедной 
ТопливоприемникТрубка с сеткой в топливном баке. Предназначена для отбора бензина из бака 
Датчик уровня топливаУстройство с поплавком и реостатом, управляет работой стрелочного указателя уровня топлива 
ТопливопроводТрубка из материала, стойкого по отношению к топливу. На неподвижных участках применяют медные топливопроводы, на подвижных - шланги из бензостойкой резины в хлопчатобумажной оплетке 
Топливный фильтрФильтр для очистки топлива. Обычно это фильтры тонкой очистки с картонным фильтрующим элементом 
Топливный насос (бензонасос)Насос диафрагменного типа для принудительной подачи топлива из бака в карбюратор 
ДиафрагмаТонкая пластина из эластичного материала 
МембранаТонкая металлическая пластина 
КарбюраторПрибор, в которм бензин смешивается с воздухом и образует топливновоздушную горючую смесь 
Смесительная камераКанал круглой формы, в котором движется поток воздуха. В этот поток вводится бензин и происходит их смешивание 
ДиффузорСужение горловины карбюратора. В диффузоре скорость потока воздуха увеличивается а давление снижается. В диффузоре расположен распылитель топлива 
Дроссельная заслонкаЗаслонка, расположенная в нижней части смесительной камеры. Дроссельная заслонка связана с педалью управления 
Воздушная заслонкаЗаслонка, расположенная в верхней части горловины карбюратора. Используется при пуске холодного двигателя 
РаспылительОтверстие из которого происходит истечение бензина в смесительную камеру 
ЖиклерДеталь с калиброваным отверстием. Жиклеры применяются для дозирования количества бензина и воздуха в каналах карбюратора 
ЭмульсияСмесь бензина с воздухом, в которой бензин находится в жидком виде 
Эмульсионная трубкаТрубка с отверстиями. Используется для получения эмульсии 
Поплавковая камераПолость в карбюраторе, заполняемая бензином. Поплавковый механизм с клапаном поддерживает постоянный уровень топлива 
Сбалансированная поплавковая камераПоплавковая камера не связанная с атмосферой. Полость камеры сообщается с пространством после воздушного фильтра 
Несбалансированная поплавковая камераПоплавковая камера, связанная с атмосферой 
Клапан разбалансировкиКлапан, сообщающий поплавковую камеру с атмосферой при закрытой дроссельной заслонке 
Игольчатый клапанКлапан на входе в поплавковую камеру, регулирует поступление бензина. Запорный элемент имеет форму иглы, отсюда название 
Система холостого ходаДозирующая система, предназначенная для приготовления обогащенной горючей смеси при холостом ходе двигателя 
Главная дозирующая системаДозирующая система, предназначенная для приготовления обедненной горючей смеси на всех режимах кроме холостого хода 
Переходная системаДозирующая система, предназначенная для плавного перехода от холостого хода к нагрузочным режимам. Исключат провалы в работе двигателя 
Ускорительный насосДозирующая система, предназначенная для обогащения смеси при разгоне двигателя. Исключат провалы в работе двигателя 
ЭкономайзерОбогатительное устройство. Обогащает смесь при работе двигателя на максимальной нагрузке. Различают экономайзеры с механическим и с пневматическим приводом 
ЭконостатОбогатительное устройство. Обогащает смесь при работе двигателя на максимальной нагрузке. В отличие от экономайзера не имеет подвижных деталей 
Пусковое устройствоОбогатительное устройство. Обогащает смесь при пуске холодного двигателя 
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ)Устройство, отключающее подачу топлива на принудительном холостом ходу (при торможении двигателем) 
Подогрев корпуса дроссельных заслонокПодогрев нижней части карбюратора горячим тосолом. Способствует более полному испарению бензина 
Регулятор температуры воздухаУстройство, поддерживающее оптимальную температуру воздуха во впускной системе при изменении температуры окружающей среды 


Тема 7. Аппаратура впрыска легкого топлива

ТерминЗначениеИллюстрация
СловоЗначение слова 


Тема 8. Система питания газобаллонного автомобиля

ТерминЗначениеИллюстрация
СловоЗначение слова 


Тема 9. Система питания дизеля

ТерминЗначениеИллюстрация
СловоЗначение слова 


Тема 10. Трансмиссия

ТерминЗначениеИллюстрация
СцеплениеАгрегат трансмиссии, предназначенный для кратковременного отсоединения двигателя от ведущих колес и для плавного их соединения. Используется при трогании автомобиля с места и при переключении передач 
Коробка передачАгрегат трансмиссии, предназначенный для изменения силы тяги на ведущих колесах автомобиля и для изменения направления движения автомобиля (задний ход). Коробка передач имеет нейтраль для длительного отсоединения двигателя от ведущих колес 
Раздаточная коробкаАгрегат трансмиссии, распределяющий крутящий момент двигателя между передним и задним ведущими мостами. Применяется только на полноприводных автомобилях 
Карданная передачаПередача, передающая усилие между агрегатами, валы которых несоосны и могут перемещаться друг относительно друга 
Главная передачаШестеренчатая передача, передающая крутящий момент непосредственно на оси ведущих колес. Как правило, это понижающая передача. В автомобилях с продольным расположением двигателя главная передача изменяет направление передачи усилия на угол 90 градусов. При поперечном расположении двигателя оси всех валов двигателя и трансмиссии параллельны. Главная передача может быть расположена в картере ведущего моста (КамАЗ, ЗиЛ) или в картере коробки передач (ВАЗ-2108) 
ДифференциалМеханизм, делящий крутящий момент в заданном соотношении и позволяющий ведомым звеньям вращаться с разной угловой скоростью. 
Симметричный дифференциалДифференциал, делящий крутящий момент на две равные части 
Несимметричный дифференциалДифференциал, делящий крутящий момент на две неравные части 
Межколесный дифференциалДифференциал, делящий крутящий момент между правым и левым ведущими колесами. Все межколесные дифференциалы симметричные 
Межосевой дифференциалДифференциал, делящий крутящий момент между передним и задним ведущими мостами. Межосевые дифференциалы могут быть симметричными (ВАЗ-2121) или несимметричными (Урал-4320) 
Блокировка дифференциалаВыключение дифференциала из работы. Для блокировки дифференциала достаточно соединить между собою два любых его звена. После блокировки дифференциал перестает выполнять свои функции и не позволяет ведомым звеньям вращаться с разными угловыми скоростями. Дифференциалы блокируют при движении в сложных дорожных условиях для повышения проходимости автомобиля. 


Тема 11. Ходовая часть, кузов и кабина

ТерминЗначениеИллюстрация
СловоЗначение слова 


Тема 12. Рулевое управление

ТерминЗначениеИллюстрация
СловоЗначение слова 


Тема 13. Тормозные системы с гидравлическим приводом

ТерминЗначениеИллюстрация
СловоЗначение слова 


Тема 14. Тормозные системы с пневматическим и комбинированным приводом

ТерминЗначениеИллюстрация
СловоЗначение слова 


  На главную 



Hosted by uCoz