Страница в состоянии разработки

   Предисловие



   Учебник – это книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету. Например, учебник физики, или учебник русского языка.
   А что означает обучать? Это означает передавать кому-нибудь какие-нибудь знания.
   А что означает знание? Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека.
   Отсюда следует, что в учебнике должны быть изложены верные сведения, проверенные практикой, дающие обучаемому правильные знания, правильное понимание предметов и событий окружающего мира.
   Но это не всё. Эти верные сведения должны быть изложены в учебнике безупречно грамотно и доходчиво, то есть так, чтобы обучаемый, приступивший к изучению учебника и еще не знакомый с изложенными в нем сведениями, мог с минимальными трудностями воспринимать их, понимать и усваивать. Именно в этом заключается талант педагога – в умении передавать свои знания другим людям.
   Сложно? Да. Ответственно? Да. Многому обязывает? Да. И, тем не менее, многие годы громадное количество учебной литературы выходило в свет из многочисленных издательств и, что не маловажно, по вполне доступным ценам.
   Сколько стоил учебник "Отечественные автомобили" (автор Анохин В.И.. 592 стр.) в 1977 году? Ответ: 3 рубля 07 копеек. Сколько стоила книга "Автомобили ВАЗ" (авторы Вершигора В.А. и др., 464 стр.) в 1976 году? Ответ: 1 рубль 88 копеек. А сколько ошибок было в этих учебниках и книгах? Ответ: ни одной.
   Для обучающих и обучаемых учебник всегда был эталоном, непререкаемым авторитетом. В учебнике всегда искали ответ на любой вопрос и все, что было почерпнуто из учебника, сомнению не подвергалось.
      Девяностые годы прошедшего века многое изменили в нашей жизни. Многое было сказано о том, что принесли людям эти преобразования. Мнений по этому поводу возникло так много, что уже по прошествии двадцати лет споры не угасли. А что же произошло с учебниками? А их сначала просто не было вообще никаких. Многие издательства закрылись, авторы утратили возможность издавать учебники и книги, громадная армия редакторов, корректоров, наборщиков, переплетчиков утратила интерес к своей профессии. И что самое прискорбное, прекратилась подпитка этого творческого потенциала молодыми силами.
   Однако, так или иначе развивавшееся в стране предпринимательство однажды затронуло и эту сторону человеческой деятельности и, прервав многолетнюю паузу, в свет стали выходить учебники и книги нового поколения, в новых формах, с новой атрибутикой, с новыми взглядами на терминологию, на стратегию обучения, на педагогические приемы, стиль изложения, грамоту, полиграфическое качество, качество переплета – современная учебная литература. Оборвавшаяся преемственность поколений профессиональных издателей, непрерывное "равнение на запад", необузданные коммерческие настроения стали причиной резкого снижения качества учебной литературы и стремительного роста цен на неё. Обучающие и обучаемые оказались в затруднительной ситуации. Не читать книги нельзя, а читать вредно. Уровень многих сегодняшних учебников иногда не в полной мере удовлетворяет перечисленным в начале этого предисловия требований, а иногда просто удручает.
   И вновь поднимается вечный вопрос: что делать? А ответ один: учиться, учиться и ещё раз учиться! Читать книги, учебники, журналы. Читать вдумчиво, советуясь с преподавателем, задавая ему вопросы, формируя свое собственное суждение по широкому кругу вопросов выбранного направления обучения. Только непрерывная кропотливая работа, чтение, изучение, осмысление, анализ, усвоение и, в конечном счете, формирование своей собственной платформы проверенных знаний помогут вам стать грамотным специалистом.
   
   Администратор
 


3р. 07к. 1р. 88к. 1р. 10к. 0р. 80к. 1р. 02к. 2р. 00к. 1р. 00к. 0р. 84к. 0р. 69к. 1р. 30к.


Часть 1. Шедевр современной учебной литературы



   Эта грустная история растянулась во времени на десять лет, и сколько она еще будет продолжаться, неведомо никому. Десять лет назад в 1999 году книжно-журнальное издательство "За рулём" выпустило в свет учебник для вузов "Электрооборудование автомобилей" Его обложку вы видите справа от этого текста. На титульном листе книги гордо красовалась надпись: "Рекомендовано Министерством образования Российской федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Электрооборудование автомобилей и тракторов". Это так называемый "гриф Министерства". Десятилетняя пауза "лихих девяностых", в течение которой в свет не вышло ни одной стоящей книги по электрооборудованию автомобилей, была прервана! Да ещё как прервана! Учебник был написан не просто для автомобилистов, а именно для специалистов по электрооборудованию автомобилей. И это наводило на мысль о том, что эта книга отныне и впредь будет настольной книгой настоящих и будущих инженеров автомобильного транспорта. Однако этого не случилось…
   Удивительное началось уже на обложке книги. Здесь в самом верху были указаны фамилии авторов: Ю.П.Чижков. А.В.Акимов. Всё бы ничего, но Сергей Валентинович Акимов – известный автор, его учебник 1988 года (цена 1р. 30к.) многие лета был образцовым источником знаний для автомобилистов. Почему же у него здесь инициалы А.В. ? И почему эта книга теперь стоит 200 рублей? Полезное содержание книги предваряет реклама. Конечно же это реклама чего-то импортного. Это реклама справочника фирмы "Бош". Но вот наконец полезное содержание!
   Начав поглощать книгу жадными глотками, я вскоре сбавил пыл. Потом появилась озадаченность, потом озабоченность, потом я взял карандаш и стал отмечать недочеты, неточности и явные ошибки. Во второй половине книги мне стало ясно, что ее нельзя давать в руки студенту. А к концу, весь мой интерес к книге сменился полным разочарованием. Поразмыслив, я окончательно склонился к мнению, что книгу нужно изымать из реализации, перерабатывать и переиздавать заново. Всего в книге было обнаружено около двухсот недочетов и явных ошибок. Полный перечень замечаний (12 листов) можно посмотреть здесь.
 



   Моё первое обращение к издателям было встречено позитивно. Заместитель заместителя директора КЖИ "За рулем" Илюхина Ф.В сообщил мне (см. документ справа), что большинство отмеченных ошибок и неточностей действительно имеет место, и что это будет учтено при последующем издании книги. Это как же надо писать учебник, если первый читатель нашел в нем 200 ошибок!

   Прошло четыре года. И вот в том же КЖИ "За рулем" в свет выходит всё тот же учебник "Электрооборудование автомобилей" (ISBN 5-85907-274-0). На обложке инициалы Акимова С.В. указаны верно, внутри – всё то же самое, проведен "косметический ремонт". Некоторые из 200 отмеченных замечаний учтены. Главным образом исправлены грамматические ошибки. По существу книга не продвинулась ни на шаг.

   Прошел еще год. В 2005 году в свет выходит всё тот же учебник Электрооборудование автомобилей" (ISBN 5-9698-0062-7). По существу книга не продвинулась ни на шаг.

   Прошло еще четыре года. В 2009 году КЖИ "За рулём" продолжает торговлю книгами и в ассортименте всё тот же учебник "Электрооборудование автомобилей". Цена 375 рублей.
 





   На моё письмо в Министерство образования с вопросом "Как такое могло случиться?" вскоре пришел ответ, подписанный заместителем директора Департамента государственной политики в образовании Н.М.Розиной, которая сообщает, что книгу эту они видят впервые, никакого грифа ей они не присваивали и вообще никакого отношения к ней не имеют.
   Вот он – подлинный праздник свободы! Что хочу, напишу, и какой хочу, такой статус своей книжке присвою. Можно конечно обратиться в правоохранительные органы и попытаться привлечь жуликов к ответственности. Можно… Попытаться можно. Но лучше обойти стороной такой "учебник" и поискать другой, посоветоваться с преподавателем и продолжать постигать основы науки об автомобиле.

   Администратор
 
 






Часть 2. Чудеса в решете (трилогия)

____

Сцена 1. Ну и колхозники же мы!
_____
_____(февраль 2002 г.)
Иллюстрация
_____
_____ В феврале 2002 года в Тольятти в спорткомплексе Олимп проходила третья выставка "Автомобили. Автосервис". На выставку приехали люди из других городов. Пошел туда и я. Перед входом мне вручили рекламную листовку, от которой мне стало дурно. Вот ее содержание:
_____
_____Новинка!!!
_____АО "Авиационные технологии" представляет автомобилистам новинку – "ОПТИМИЗАТОР РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВС)" (свидетельство № 17576 РФ), применяемый во всех карбюраторных двигателях и позволяющий:
_____- обеспечить МГНОВЕННЫЙ ЗАПУСК в холодное время года
_____- обеспечить ЭКОНОМИЮ топлива до 15%
_____- увеличить МОЩНОСТЬ двигателя до 25%
_____- увеличить срок службы двигателя до 25%
_____на VII Международном автосалоне г. Тольятти (сентябрь 2001 года) АО "Авиационные технологии" было награждено дипломом за производство и продвижение на российский рынок "Оптимизатора ДВС"
_____- Эффект возникает из-за изменений, возникающих в топливно-воздушной смеси на молекулярном уровне под воздействием электромагнитных волн, ионизации и специального температурного режима.
_____- Изделие исключительно надежно и безопасно в работе.
_____- Установка на двигатель производится без каких-либо переделок и настроек двигателя и системы зажигания.
_____- Стоимость изделия окупается за два дня эксплуатации автомобиля, а затем экономит Ваши деньги и открывает двигателю Вашей машины "ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ"
_____Приглашаем к сотрудничеству региональных дилеров.
_____Телефон: …
_____Адрес: …
_____E-mail: …

_____
_____ Надеюсь, что Вы, уважаемый читатель этих строк, поняли, что мне вручили безграмотно написанный текст про очередную ерунду из серии Джет-Соников, конуса Бут-Ко и других "гомогенизаторов смеси". И нет нужды обсуждать дальше это. Меня возмутило другое: почему ЭТО рекламируют на выставке достижений российского автопрома в автомобильной столице Росси (так здесь называют Тольятти)? Нас что, всех за полных идиотов держат??? Сколько уже этой всякой дряни вываливалось на прилавки магазинов? Уж сколько раз твердили миру? И вот на тебе опять!
_____Иду я дальше. Мне предлагают купить входной билет за 10 рублей. Отдаю 10 рублей, получаю клочок бумаги размером 2х5 см, на котором написано:
_____ЭКСПО-ТОЛЬЯТТИ
_____Входной билет № _______ Серия АА
_____Убожество, а не билет. Удивляет цена. Что дадут эти 10 рублей устроителям выставки? В кинотеатре Сатурн самый дешевый билет 60 рублей стоит. А тут… Ну сделали бы уж бесплатно, разница невелика.
_____Ладно, иду дальше. Первая экспозиция – дополнительные сигналы торможения. Приборы, безусловно, полезные. Но они, как и любые другие световые автомобильные приборы должны иметь вполне определенные светотехнические характеристики, регламентированные нормативными материалами. А эти набраны из светодиодов, горят, мигают, перемигиваются. Понятно – это экипировка реальных пацанов.
_____Иду дальше. Экспозиция АО "Авиационные технологии" предлагает ОПТИМИЗАТОР. Беру себя в руки и подхожу. На прилавке лежит несколько карбюраторов, в каждом из которых стоит эта … ну, в общем, ерунда. И происходит у нас примерно такой диалог с консультантом:
_____- Что Вас интересует?
_____- Оптимизатор. Хотелось бы знать, как он устроен и как работает.
_____- У Вас какая машина?
_____- Девятка.
_____- Вот, специально для вашей машины модификация, - показывает на ДААЗ-2108, от которого тянется кусок провода длиной около 50 см с предохранителем. Провод подходит к прямоугольной тонкой пластинке размером примерно 1х4 см, которая на честном слове закреплена над воздушной заслонкой.
_____- А что это?
_____- Это тонкая пластинка, покрытая нихромовой пленкой. Когда Вы включаете зажигание, пластинка нагревается и нихром начинает излучать ионы.
_____- Понятно. А как вывести этот провод из карбюратора?
_____- Ну, например, можно через воздухозаборник.
_____- А как же воздушный фильтр?
_____- А он не помешает. В этом году не было больших морозов, но –26 однажды было, так я свою машину с этим устройством завел спокойно.
_____- Ясно. А какой ток потребляет это устройство?
_____- 40 ватт.
_____- Нет, ток какой?
_____- А-а-а! 12 вольт, от катушки забирает.
_____- Понятно, а сколько оно стоит?
_____- 220 рублей. Могу подсказать адрес, где их устанавливают. Но они за это еще денежку берут.
_____Комментарии излишни. Иду дальше. ГАЗ-21 черная, коллекционная, принадлежит первому гендиректору ВАЗа Виктору Полякову. Продается за $11200. Волга, как Волга, блестит. Такая, какими они были все "двадцать первые" Волги. Пошарил в карманах, нужной суммы не нашел.
_____Иду дальше. Рено, Ситроен – в четыре раза дороже ГАЗ-21 Полякова. Я отдыхаю.
_____Иду дальше. Ба!!! Горбатый стоит! Синий металик! А перед ним штук пять канистр с мутными жидкостями. Диалог с консультантом (девушка):
_____- А что, Запорожец тоже продается, или он что-то рекламирует?
_____- Нет, он просто стоит.
_____- Как просто?
_____- Ну, стоит и все.
_____- А чей он?
_____- Нашего директора.
_____- А почему он здесь стоит?
_____- Он его восстанавливает, и он ездить будет по городу. У него двигателя нет, не успели поставить. А так он на ходу.
_____- Понятно. А что в канистрах? Ваша продукция?
_____- Да.
_____- А что это?
_____- Здесь разные жидкости. Для промывки двигателя, колодок…
_____- Жидкость для промывки системы смазки?
_____- Нет. Знаете, бывает двигатель грязный. Вот его обрабатывают. Грязь вся убирается не химическим способом, а механическим.
_____- Значит, струей сбиваете грязь.
_____- Нет! В том то и дело, что нет! Вот я свой мотор мыла, знаете, есть там коробочка, она все время грязная? Вот я ее облила, подождала и потом просто тряпкой протерла.
_____- Понятно. Сами делаете жидкость?
_____- Нет, мы дилеры московской фирмы.
_____Тоже комментарии излишни. Да что же это за выставка? Чушь какая-то. Иду дальше. Ситроен опять, и молодой человек при нем. Этот мне интересно рассказал о его атермальных стеклах, гидропневматической интеллектуальной подвеске, подушках безопасности. В одном месте он сплоховал – назвал переднюю часть Ситроена мордой. Ну, это можно простить. Ладно хоть не матерился рассказывая. А то ведь в Тольятти мат – разговорная норма.
_____Но денег то нет! Иду дальше. Вижу очередное чудище – автоприцеп для коммерсанта-челнока из города Кургана. Вы видели, как жестью крышу обивают? Вот это нечто подобное. Долго я не мог понять рассказчика, что означают слова "все тут родное, все тут родное". Потом выяснилось, что один завод в Кургане сделал прицеп, а другой завод (а может и не завод) нарастил ему борта кровельной жестью и сделал крышу. Получился такой параллепипед на колесах. "Шасси" не далеко ушло от "надстройки" по своему техническому уровню. Прицеп на рессорах, без амортизаторов. Световые приборы и электропроводка – страшные. Где только берут такие?
_____На это зрелище смотреть никто не мог без слез.
_____Это можно было бы понять, если бы прицеп был сделан из подручных средств руками подростков во дворце пионеров.
_____Тут женский голос объявил: "Уважаемые посетители выставки! В 13:00 в помещении будет отключен свет по техническим причинам на 10-15 минут. Приносим свои извинения". Бежать надо,- подумал я,- пока не затоптали. Скоренько пробежался по остальным экспозициям (площадь, занятая выставкой, небольшая). В разговорах людей проскакивают знакомые слова: "двести баксов", "двадцать пять процентов мощности", "четыреста баксов", "мы дилеры", "маркетинг"… Возле стенда с оптимизаторами не сказать, чтоб ажиотаж, но всегда люди.
_____Вышел я на улицу и пожалел, что потратил время. Вижу, от остановки отъезжает ЛиАЗ с двигателем Катерпиллер. Гляжу под него, а поддон то у него желтый! Сухой и желтый! Это я к чему говорю? А к тому, что масло из него нигде не подтекает, поэтому поддоны цветные, а не чумазые как у наших двигателей.
_____Рядом с Олимпом, где проходила выставка, есть станция технического обслуживания. Недавно менял там наконечники рулевых тяг. А почему менял? А потому, что немного раньше регулировал развал там же, и мастер не затянул гайки на левой рулевой тяге! При езде резьбу разбило. Купил новые наконечники, приехал на СТО. И сам бы сделал, да подумал, что специнструментом быстрее и качественнее сделают. Вы думаете пальцы вынули съемником? Нет. Их выбили ломом и кувалдой, клянусь! На палец надели кусок водопроводной трубы и стали сворачивать правый наконечник. Если бы я не сказал мастеру, что в наконечниках резьба левая, наверно он выломал бы мне тягу из рулевого механизма. А так обошлось лишь тем, что после ремонта и регулировки развала-схождения появились стуки в рулевом, наконечники свернуты "набекрень" и спица руля повернута на 45 градусов…
_____Иду я с выставки мимо этой СТО и думаю...
_____Мы уже кажется смирились с тем, что в магазинах запчастей нам продают откровенное дерьмо, которому место на свалке, что в банке с маслом какая то мутная вонючая жидкость, что в 10-литровой канистре тосола есть 9 литров баланды, от которой корродирует двигатель так, что пласты ржавчины закупоривают сливное отверстие. И все это на фоне бешеной рекламы, предлагающей уникальные запчасти и потрясающие препараты. Теперь кажется наступил новый этап отношений производителя и потребителя. Теперь откровенная туфта выставляется на показ на выставке, как высочайшее достижение нашей промышленности, предлагается нам за деньги, наши мозги посыпаются пудрой, а на уши навешивается лапша.
_____А что же устроители выставки и организаторы экспозиций? Не нашли подходящих людей? Почему у них под капотом "коробочки все время грязные" и Ампера предали забвению. Что, у нас нет грамотных людей? Вранье!!! У нас не только дилеры и менеджеры, у нас много грамотных и способных людей. Много!!!
_____
_____
_____ Сцена 2. Репортаж из логова
_____
_____(июнь 2002 г.)
Иллюстрация
_____Весной я познакомился с новым чудо-устройством, позволяющим почти бесплатно поднять мощность двигателя до 25% и снизить при этом расход топлива до 15%. Показалось мне всё это шарлатанством. И вот недавно летом я встретил в одной из местных газет очередную хвалебную песню об этом устройстве. У статьи заголовок:
_____
_____ Если ты во всём новатор, покупай оптимизатор
_____
_____ Да простит меня автор статьи за мою прямоту, но статья написана так же безграмотно, как и листовка с рекламой. Даже не хочу перечислять здесь все его "перлы", однако если верить автору, то спрос на оптимизатор уже граничит с ажиотажем и, к примеру, в Москве (по его словам) оптимизатор уходит в лёт за 1200 рублей. А вот счастливые тольяттинцы могут купить его всего за 195 рублей (весной было 220) и плюс 50 рублей за установку. И закралось в меня вполне искреннее сомнение в правильности моей позиции. Получается, что, по меньшей мере, тысячи автомобилистов применяют оптимизатор на своих машинах, имеют экономию топлива и наслаждаются приростом мощности двигателя (подумать только! "Зубило" с 90-сильным двигателем!), а мне всё не верится. Что ж, людям свойственно ошибаться, и я решил пробиться в святая святых – в ЗАО "Авиационные технологии", производящее оптимизатор, чтобы доподлинно узнать каким же образом он облагораживает рабочий процесс поршневого ДВС, каким испытаниям он подвергался, и каковы результаты этих испытаний.
_____ЗАО "Авиационные технологии" занимало один единственный кабинет в большом здании, где кроме него расположилось множество других учреждений. В предбаннике меня встретила Мария Петровна, и сразу, как говорится, за рога и в стойло.
_____- Здравствуйте! У вас какая машина? Классика, или передний привод? Проходите сюда!
_____Мария Петровна развернула на столе амбарную книгу, страницы которой были аккуратно разграфлены карандашом и заполнены фамилиями и адресами заказчиков. Увидев это, я перестал сомневаться в том, что спрос на оптимизатор есть. Но у меня был заготовлен козырь против "блицкрига":
_____- Дело в том, что моя машина работает на газе, и мне хотелось бы узнать, можно ли мне устанавливать оптимизатор, и даст ли он мне что-нибудь.
_____- Анатолий Петрович! Тут молодой человек интересуется можно ли ставить оптимизатор на газ.
_____Анатолию Петровичу на вид было лет пятьдесят. Он отложил свои дела, которыми занимался за столом и внимательно осмотрел меня поверх очков:
_____- Можно, но машина может взорваться, - поведал он нам, - если он не будет иметь претензий к нам, пусть ставит.
_____- Получается, что нельзя? – подхватил диалог я.
_____- Нет, мы не запрещаем устанавливать его на газ, но, видите ли, бывают недобросовестные потребители, у них утечки газа есть, а оптимизатор нагревается до высокой температуры, может быть взрыв.
_____- Но ведь при работе на бензине тоже имеется смесь паров бензина и воздуха, она не взрывается?
_____- А вы кто? Зачем вам это?
_____- Я тоже потребитель, но у меня машина работает на газе. Вот я и хочу выяснить могу я поставить его на свой двигатель, или нет, и что он мне даст.
_____- Если нет утечек газа, можете ставить. Но если что случится, претензии к нам не предъявляйте. А то на нас готовы свалить все грехи. Что бы ни случилось, винят оптимизатор. Придумывают бог знает что. Ключ зажигания в замке сломается, так говорят, что из-за оптимизатора напряжение на контактах скакнуло до 40 ватт (так он сказал), контакты пригорели, и ключ сломался.
_____- А у вас есть опыт применения его на газовых машинах? Что-нибудь он дает?
_____- Нет. Только бензиновые.
_____- Я прочитал в газете, что оптимизатор проходил испытания. Можно ли ознакомиться с результатами этих испытаний?
_____- Зачем?
_____- Интересно.
_____- А что тут интересного. Я могу вам очень просто продемонстрировать работу оптимизатора. Я его включу, и он нагреется за 1-2 секунды. Вы палец свой обожжете, если притронетесь!
_____- Это понятно.
_____- Это вы думаете, что всё так просто. У нас есть патент на оптимизатор! Мы имеем эксклюзивное право на производство! Оптимизатор проходил испытания в Москве, в НАМИ. Мы заплатили за это 8 миллионов рублей! Мы имеем сертификат.
_____- А из НАМИ вы что получили?
_____- Добро!
_____- И всё?
_____- А что, этого мало?
_____- А результаты испытаний вам не передавали?
_____- Какие же вам результаты надо?
_____- Какие испытания, в каких условиях, что получилось…
_____- Это всё не просто так. Я должен сделать официальный запрос в НАМИ, они должны потратить время, и дать ответ. И зачем это надо? И мы не можем всем это показывать. Это патент, понимаете? Это немецкий патент! Мы его купили, переоформили на себя, получили все документы. Мы вам сейчас всё выложим, а вы начнёте его изготавливать.
_____- Не начну. Нет таких планов у меня.
_____- Или передадите информацию куда-нибудь. Это наше ноу-хау! Понимаете?
_____- Понимаю. Значит нигде, ни в каком журнале про него нет никакой информации?
_____- Вы газеты читали?
_____- Читал.
_____- Там всё написано. На тонкой пластинке нанесён активный слой. Вы знаете, что такое активный слой?
_____- Догадываюсь.
_____- Я бы мог объяснить вам это, но это займёт много времени. Провод подключается к катушке зажигания. Работает на переменном токе.
_____- На переменном?
_____- Да.
_____- А откуда он берётся?
_____- От катушки.
_____- Это с какой клеммы снимается переменное напряжение?
_____- Там одна такая клемма. К другой подключаешь – мотор глохнет совсем. А дальше происходит ионизация на молекулярном уровне. Только я думаю, что вы этого не поймёте.
_____Многозначительную паузу прервал я:
_____- А мощность двигателя действительно увеличивается на 25%?
_____- Вы прочтите внимательно. Мы пишем: не на 25%, а до 25%. Это разные вещи! Если машина исправна, то может быть и 25%. Но в машине обязательно есть что-то. Или зажигание немного не так, или карбюратор не так отрегулирован. В итоге получается не 25%, а меньше.
_____- Ну а в среднем, на практике, каков прирост мощности? Есть у вас такие данные?
_____- Хорошо, я объясню вам по-другому. Мы даём вам кроссовки "Рибок", в которых можно поставить мировой рекорд, а вот поставите вы его или нет, зависит от вас.
_____- У вас есть свои производственные площади? – спросил я, и тут же пожалел, ибо Анатолий Петрович изменился в лице.
_____- Я сразу понял, что вы из налоговой!
_____- Я не из налоговой. Просто мне интересно, чем занимается ваше предприятие, какую продукцию производит кроме оптимизатора.
_____- Сделайте официальный запрос, и я дам ответ. Я всем говорю, что кроме оптимизатора мы ничего не производим, а вы сейчас запишите меня на диктофон, и завтра в налоговой появится материал на меня.
_____- Вы ошибаетесь, мой интерес чисто технический.
_____- У наших потребителей интересы не такие. К нам приехал один человек из Нижневартовска. Мы ему установили оптимизатор. Он только доехал назад до Нижневартовска и сразу же позвонил нам и заказал 200 штук. Вот это интерес!
_____К этому времени весь персонал ЗАО "Авиационные технологии", коих было человек шесть, отложил свои дела и наблюдал за развитием событий. У Анатолия Петровича зазвонил телефон, и он поднял трубку. Я же, распрощавшись и поблагодарив, поспешил к выходу.
_____Погрузившись в кресло моей машины, ожидавшей меня на стоянке и вооружившись карандашом и бумагой, я сделал небольшой расчёт на основании единственно имевшихся у меня газетных материалов. Вот цитата из газеты:
_____
_____ " Двигатель начинает работать более стабильно, позволяя экономить до 15% топлива (специалистами подсчитано, что если Вы проводите за рулем большое количество времени, окупить ОДВС реально за 2-3 дня)."
_____
_____ Считаю: 195 + 50 = 245 руб. – затраты на установку оптимизатора.
_____Предполагаю, что результат не самый лучший (15%), а просто хороший (10%) – не все же машины у нас неисправны, есть и в хорошем состоянии, 10% должны дать! Значит, чтобы сэкономить 245 рублей, нужно сжечь горючего на сумму 2450 – 245 = 2205 рублей.
_____92-й бензин у нас сейчас стоит 8 рублей за 1 литр, а моя машина расходует в городе около 7,5 литров на 100 км. Мой расчет показал, что я должен проехать 3675 км. И это за 2-3 дня. Возьмём щадящий вариант – 3 дня. В этом случае, чтобы оптимизатор окупился, я должен ежедневно наматывать по городу 1225 км.
_____Поднимите руку, кто наматывает каждый день по городу 1225 км. Не вижу.
_____Жаль, что нельзя посмотреть расчет, который сделали их специалисты. Мой расчет показал, что за 2-3 дня оптимизатор не окупится.
_____Располагая цифрами из газеты, нетрудно убедиться, что оптимизатор каждый год будет приносить жителю Тольятти $1000 экономии, а несчастным жителям Москвы, коим он достается в пять раз дороже, стало быть $5000 в год!
_____Ну как? Головка не кружится? Может, и правда займём очередь к Марии Петровне?
_____Такая вот беседа состоялась у меня с Анатолием Петровичем, – судя по всему, не последним человеком в ЗАО "Авиационные технологии". Я ещё раз убедился в том, что подобного рода новаторы, коих сейчас немало, видят в нас дураков, и сознательно (а кое-кто и не понимая того) впаривают нам свои бредовые идеи. А мы кормим их, видим и ощущаем то, чего нет на самом деле, и радуемся этому, разрешая им тем самым паразитировать на нашем теле и сбрасывать на нас своё дерьмо, как и положено паразитам. Так кто же мы? Может быть, мы и правда заслуживаем то, что имеем?
_____
_____
_____ Сцена 3. Торжество разума
_____
_____(октябрь 2003 г.)
Иллюстрация
_____Вчера в воскресенье в Тольятти завершил свою работу IX тольяттинский автосалон.
_____"Эка невидаль"! – скажете вы, и в какой-то мере наверно будете правы. Для меня же, автомобильные выставки в Тольятти не безразличны, так как я здесь живу. Живу, правда, "без году неделю" и не знаком с развитием этого вопроса здесь, но за последние два года мне есть что сравнить.
_____Когда в прошлом году весной, я посетил здесь выставку "Автомобили и автосервис", мне стало очень горько и тревожно за наше будущее. В этом году в феврале выставка "Автомобили и автосервис" была настолько бесцветная и безвкусная (для меня), что сейчас в памяти не осталось ровным счетом ничего.
_____На эту выставку я пришел в день открытия, но выяснилось, что она открывается в 14:00, а билет стоит 200 рублей. На часах было 13:00. "Бог услышал мои молитвы", - подумал я, - "Цена входного билета возросла с 10 до 200 рублей"! Ждать час, да еще за 200 рублей, чтобы посмотреть неизвестно что, я не стал и отложил выставку на день ее закрытия, ибо во все последующие дни билет стоил 80 рублей. Тем временем вокруг спортивного комплекса Олимп, где проводятся эти выставки (другого места нет), кипела работа – монтировались последние экспонаты.
_____В день закрытия выставки я пришел неспешным шагом и налегке, неотягощенный никакими заботами. С собой взял лишь ручку "Паркер". Перед входом на выставку бесплатные экспозиции: "Лада-Бронто" – вездеход с кузовом Нивы и чудовищными колесами 1300х600-539. Даже инвалид, приехавший на коляске, не сдержался, при помощи рук взобрался за ее руль и сфотографировался. Вот как сильна тяга к автомобилям!
_____А рядом стояло такое ЧУДО, от которого все нефтяные бизнесмены наверно бы задрожали от страха. Оказывается, масло мотору… не нужно!!! На металлических подставках в полутора метрах от земли стояла красная "восьмерка" и ее двигатель ровно работал на холостом ходу. Под нее можно было зайти и выйти. Все бы ничего, если бы рядом на земле не лежал ее поддон и крышка клапанного механизма! Жуткая картина открывалась снизу: был виден коленвал работающего двигателя, щуп висел в воздухе, а с маслоприемника свисал капля масла. По специальной лестнице я взобрался наверх и увидел вращающийся распредвал. Ничто не говорило о приближающейся кончине мотора.
_____- И давно? – поинтересовался я у хозяина машины.
_____- Давно сидим… - невозмутимо ответил он словами старца из фильма "Белое солнце пустыни".
_____Я не стал сильно удивляться, так имел свой опыт применения "Аспект – Модификатора". 350 тысяч км без капремонта, и полет продолжается. Но то был Аспект, а это "Супротек". Один флакон 550 рублей. Необходимы три вливания (три флакона).
_____Тут же стояли другие тюнинговые "находки" от тольяттинского тюнингового центра "Юрол", которому принадлежала "восьмерка" без поддона, и через чей двор я ежедневно прохожу минимум два раза. Но все эти спойлеры, крылья, "обвесы по кругу" и самолетные хвосты меня интересуют в минимальной мере. Что ж, все мы разные. Одному это даром не надо, другой "костьми ляжет", лишь бы иметь это. Раз это делают, значит кому-то это надо.
_____Ба!!! Очередь в кассу! Не так чтобы много, но человек тридцать есть. Это в последний день-то. Стою, беру, вхожу и по традиции начинаю обход зала по кругу против часовой стрелки. Моя профессия – искать ошибки в чужой работе, которой я посвятил более двадцати лет своей жизни, выработала у меня стойкие привычки, и в частности, критически и строго оценивать все, что вижу. И что же я вижу? Вся центральная часть зала занята иномарками. Я сразу отмечаю для себя, что "центр" меня уже не интересует. Во-первых, это не наши достижения, и гордиться тут не чем. Во-вторых, я никогда не буду иметь это, и ни к чему дразнить себя, чтоб потом вздыхать. А посидеть за рулем, покрутить его – так я уж, увы, не мальчик.
_____Иду по кругу и "нюхом чую", что оптимизаторов и гомогенизаторов здесь нет! Это для меня большая радость. Ага, ВАЗ-2110 с автоматической коробкой Тойота. Только я подошел, слышу, один посетитель уже дал оценку "неуд" машине и, махнув рукой, пошел дальше. Заглянул я в "десятку" – и правда! Коробка-то от "праворульной" машины. Кнопка на рычаге селектора расположена справа, и чем нажимать ее, когда берешься за рукоятку правой рукой, - неизвестно. Вот так вот, мелочь, казалось бы, а напрочь перечеркивает все изделие и отворачивает потребителя. И зачем люди корпели над ней днями и ночами?…
_____Следующая экспозиция "Европротектор" – тольяттинское предприятие по восстановлению шин грузовых автомобилей. Я-то думал, что ремонт шин умер уже давно, оказывается "жив курилка"! Но технология и материалы, опять же, импортные! Опять гордиться не чем. Человек у стенда квалифицированно разъяснил мне, что и как. Зря я гордился своими нижнекамскими ЕХ-85, прошедшими 100 тысяч. Импортные шины для грузовиков ходят до миллиона километров! И выдерживают по три-четыре восстановления. А наши для восстановления не пригодны – каркас второй ходки не выдерживает, разрушается.
_____О!!! Броня для всех типов двигателей! За версту видно наша! Вот чем мы будем гордиться! Подхожу, гляжу… нет… не то… в крепеже плоскость головки болта образует с плоскостью детали угол не менее 15 градусов! Печально…
_____Дальше пошла музыка. И чего тут только не было! Но наша аппаратура только Ижевская. Не большой знаток звуков я, но мне показалось, что наша аудиотехника звучала хорошо. Мне кажется, что в этом вопросе (качество звука) у нас много напыщенности и бравады. Помнится в студенческие годы мы замутили одному "ценителю вин" обыкновенный портвейн под флагом какого-то крутого иноземного напитка. Спектакль был тщательно спланирован и организован. Рюмочки, салфеточки музычка, фрукты. Тот артистично цокал языком, восхищался, красиво говорил о вкусе, букете и аромате. И нам было очень больно огорчить его тем, что это был портвейн "три семерки", а он ни хрена не смыслит в винах. Нам было больно, но мы это сделали, ибо с молодых лет мечтали и хотели, чтобы в России было больше грамотных людей и меньше дилетантов и горлопанов.
_____Спускаюсь с трибуны. Так вот о звуке. Несколько позже мы подобным образом "раскололи" одного знатока качественного звука. С тех пор я на всякий случай не верю сразу, что человеку действительно необходима в машине музыка, стоимостью 15 тысяч долларов с выставленными напоказ конденсаторами в хромированном корпусе емкостью 0,5 Фарады. Впрочем… если бабки есть свободные… может и я бы купил, но только лишь для того, чтобы выпендриться однажды в субботу вечером перед кем-нибудь (но не в серьез).
_____Иду это я по коврам далее. Буфет. Боже! Щи! Простые русские щи. Стоят 1 доллар! Не было такого никогда. В нашей столовой №5 они всю жизнь 5 копеек стоили. Ну да ладно, я не голоден, пошел на выставку, встав из-за стола. Но за щи обидно…
_____За щами, гляжу, иностранцы шампанское пьют… языки развязались… тут же водка на розлив. Это уж совсем, по-моему, здесь ни к чему. Впрочем, кроме иностранцев, все трезвые. И вот тут я поймал себя на мысли, что меня что-то тревожит, что-то беспокоит, что-то не так. Призадумавшись, я понял, в чем причина моего дискомфорта – пройдя полвыставки, я не услышал ни одного мата (скажу людям непосвященным – в Тольятти мат – разговорная норма). Но не только это меня тревожило. Беседуя с людьми, я слышал грамотную русскую речь, ни одного факта профанации, ни одного слова о дилерах и дистрибьюторах. Все говорили на русском языке. Никто не спутал Вольта с Ампером, и никто не повышал мощность двигателя на 15 процентов, снизив при этом расход топлива на 20 процентов. Вот где "собака порылась"!!!
_____И это не все мои потрясения. Молодой парень лет шестнадцати попросил меня, чтобы я фотографировал его (его же аппаратом) не на фоне "крутой тачки", а на фоне… портрета Демидовцева Марка Васильевича – известного дизайнера автомобилей ВАЗ, и не только.
_____Тут на подиум вышла деловая дама "в строгом" и объявила… нет, не об отключении электроэнергии, а о начале церемонии закрытия выставки. Следом вышла молодая скрипачка Олеся Ковальская и исполнила вживую с сопровождением два музыкальных произведения. Я не знаю, что это было, но это было прекрасно! Сделала она это искренне, самозабвенно и столь азартно, что я подумал: если бы не было ничего более, то только ради неё стоило прийти…
_____Потом выступил театр танца "Монблан", два исполнителя шотландской музыки… Красиво все это было. Затем были подведены итоги и награждены победители. Оказалось, что на выставке были представлены экспозиции из 20 городов России и ближнего зарубежья. Компетентное жюри вынесло свои оценки и вручило дипломы. Но вот интересно, за что выданы дипломы:
_____Первый диплом (название фирмы не расслышал) – за индивидуализацию автомобиля "Мерседес-Бенц"
_____Второй диплом фирме "АвтоСоната" – за создание ауры изысканности на стенде.
_____Третий диплом фирме ТОН-АВТО – за концептуальный подход к оформлению экспозиции.
_____Четвертый диплом фирме "Викинги" – за концептуальный дизайн на стенде.
_____Все. Чувствуете? Нашим здесь не пахнет. Наши достижения в автопроме и автосервисе не потянули на диплом на этой выставке. Мы получили дипломы за мастерство подачи товара потребителю, но товар этот… не наш. А наш товар… призван решать задачи более прозаические и впечатления не производит. Мы рекламируем стенд для правки искореженных дисков. Хороший стенд, но сам по себе факт правки искореженных дисков свидетельствует о нашей нищете. Стоит сиротою в зале "Лада-Карат" с немыслимым тахометром, цифровым спидометром, без ручек и замков. Как он открывается – неведомо. Сзади латиницей написано CARAT. Он что, замыслен для экспорта в англоязычные страны? Есть сомнения в этом. Уж больно он "незатейлив", мягко говоря, смахивает на Запорожец 21 века.
_____На выходе я поделился впечатлениями с двумя людьми с табличками на костюмах. Те прояснили мне: "Каков поп, таков приход". Многое зависит от организаторов выставки. Если у руля стоят грамотные люди, на выставке будет на что посмотреть и здесь не будет места разного рода мусору. Отныне выставочную политику в Тольятти будет определять "Экспо-Тольятти", офис которого сейчас расположен… в лесу на берегу Волги. И эта выставка – творение его рук. Последующие выставки будут не менее интересными, а может и более.
_____На улице я опять подошел к "восьмерке" без поддона. Ее двигатель все так же ровно работал на холостом ходу. Я попросил хозяина машины уточнить как "давно они сидят". Тот ответил, что сбился со счету. Только на этой выставке пять дней работы без масла. А до этого были выставки в городах… он загнул шесть или семь пальцев… Что ж, здравому смыслу это не противоречит, закон сохранения энергии не нарушен. Следствием работы сил трения обычно является нагрев и износ. Если свойства трущихся поверхностей таковы, что работа сил трения вызывает главным образом их нагрев, а тепло отводится системой охлаждения двигателя, то все логично. Под нагрузкой двигатель возможно не проживёт долго, но доехать потихоньку с пробитым поддоном до гаража, вероятно удастся.
_____С легким сердцем я вышел с выставки. Где же вы, Анатолий Петрович, со своим оптимизатором? Может среди посетителей этой выставки? Это хорошо! Это полезно – посмотреть на торжество конструкторской и дизайнерской мысли, послушать грамотных людей, несущих нам автомобилистам не чудеса в решете, а действительно работоспособную, удобную и эффективную технику с замечательными свойствами. После первой "горькой" выставке в прошлом году, где смотреть было не на что, я все же был уверен, что это было не самое лучшее, из того, что есть у нас. Я был уверен, что у нас есть много грамотных людей! И вот на этой выставке я их увидел, их было много! Значит не зря положил я свои силы в дело продвижения знаний об автомобиле. А раз есть грамотные люди, движение вперед будет!


Часть 3. Зап-сти

Многие и до сих пор считают, что в Тольятти можно купить "нормальные" запчасти к ВАЗам. Наивные! Едут сюда кто как может. Кто На ГАЗели, кто на КамАЗе. Тарятся и увозят вам, дорогие мои, гранаты, главные тормозные и многое другое. При этом платят "дань", как положено. Однако, ближе к делу. Есть недалеко от Тольятти небольшой городок (его здесь знают все, условно назовем его: город N), всё население которого занято "производством" запчастей для вас. По всему Тольятти во всех закоулках, в районе гаражей расположены точки (даже пунктами их не назовешь) приема так называемых запчастей б/у. Дни работы как на любом нормальном предприятии – ПН-СБ, ВС-выходной. Там скупают всё и у всех.
Вот одна из таких приемных точек. Раздолбанная машина, которую не жалко потерять "в случае чего", табличка "зап-сти б/у" и кучка железяк. На лобовом стекле обычно "прайс". Вот цитата из прайса чуть выше опубликованной приемной точки:

____Коробка 08 с щупом 1000
____без щупа 800
____колотая 200
____01 – 100


____Чувствуете? Классическая коробка принимается по 100 рублей. Ну, остальное по 5, 10, 20 рублей.
____Далее все это складируется на "промежуточном складе" рядом с "точкой". Периодически наезжает "транспорт", который забирает всё с "промежуточных складов" и везет в город N, где с запчастями происходят чудесные и удивительные превращения: снимается ржавчина, устраняется погнутость, заменяются "негодные" детали узла, наносится свежая краска. Рождаются детали, узлы и агрегаты совершенно новые на вид, но... они не работают.
____Между тем они контейнерами поставляются на оптовый рынок для вас, мои дорогие. Приходилось и мне брать N-ские зап-сти. Что сказать? Не работают. Что-то удалось вернуть, что-то выбросил.
____Может скажете: карбюраторы в N-ске не делают? Делают!!! На списанных ДААЗовских прессформах отливают карбюраторы из ваших же зап-стей и для вас же! Дмитровград-то в 100 километрах!
____А Вы говорите . . .
____Вот еще одна точка приема. Расположена в 500 метрах от первой.
На столбе "реклама", а дальше "зап-сти"
Вот они, зап-сти!
На этом снимке погрузка "зап-стей" в ТРАНСПОРТ. Конец дня, все устали, но грузить "зап-сти" надо! В регионах ждут "зап-сти".
Вы уверены, что ваша граната или главный тормозной не из N-ска?

2006 г.

   Продолжение следует
 



  На главную 



Hosted by uCoz