|
Тема 11. Ходовая часть, кузов и кабина |
Скачать файл |
|
Ходовая часть – это тележка, на которой установлены все элементы конструкции автомобиля. К ходовой части автомобиля относятся рама, мосты, подвеска и колеса.
|
|
|
Рама
Рама является основой конструкции автомобиля. На раме закреплены: кузов, кабина, двигатель, агрегаты трансмиссии, системы управления, вспомогательное оборудование. Раму имеют все грузовые автомобили, автобусы, сконструированные на их базе и некоторые легковые автомобили – в основном, грузопассажирские (например УАЗ-469Б). Легковые автомобили, не рассчитанные на большие нагрузки, не имеют рамы. Её заменяет кузов несущей конструкции. Он имеет достаточную жесткость и прочность для того, чтобы на нем были закреплены все агрегаты и системы автомобиля. Автобусы имеют несущий кузов вагонной компоновки, он не имеет самостоятельной рамы и образован металлическими деталями, соединенными сваркой в жесткую конструкцию.
На грузовых автомобилях получили распространение рамы двух типов: лонжеронная и хребтовая.
Название лонжеронной рамы происходит от слова "лонжерон". Лонжерон (фр. longeron, от longer – идти вдоль) – основной силовой элемент конструкции многих инженерных сооружений (самолетов, автомобилей, вагонов, мостов, кораблей и др.), располагающийся по длине конструкции. Лонжеронов в автомобильной раме два, они соединены между собой поперечинами посредством заклепочных соединений. На передней поперечине рамы обычно располагаются буксирные крюки, а на задней поперечине буксирное устройство или петля.
Рамы хребтового типа на автомобилях отечественного производства не получили распространения, однако применяются в некоторых конструкциях дорожно-строительной техники, например, в грейдерах.
|
Кузов автобуса
|
|
Мосты
Мост – конструкция, связывающая колеса одной оси и участвующая в передаче усилий от колес к раме или от рамы к колесам. Мосты могут быть ведущими, управляемыми, комбинированными и поддерживающими.
Ведущий мост содержит в своей конструкции элементы трансмиссии – обычно это главная передача и межколесный дифференциал. На иллюстрации показаны два ведущих моста грузового автомобиля. Балки мостов (синий цвет) имеют в средней части утолщение, в котором расположена главная передача и межколёсный дифференциал. Мосты связаны между собой карданной передачей. По краям каждого из мостов расположены ступицы колес и колодочные тормозные механизмы. Ближе к середине моста, блестящие корпуса – тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами. Ближний на иллюстрации мост имеет блокируемый межосевой дифференциал.
|
|
|
Задний ведущий мост автомобиля ВАЗ-2101
|
|
|
Управляемый мост имеет управляемые колеса, это, как правило, передний мост. На иллюстрации показан передний мост грузового автомобиля с зависимой рессорной подвеской. 1 – поворотная цапфа, 2 – балка моста, 3 – площадка для крепления рессоры, 4 – шкворень, 5 – рычаг поперечной рулевой тяги.
|
|
|
Комбинированный мост имеет колеса, которые являются ведущими и управляемыми одновременно. На иллюстрации комбинированный передний мост автомобиля повышенной проходимости. Видны элементы трансмиссии, подвески и рулевого управления.
|
Подвеска
Подвеска осуществляет упругую связь рамы или кузова с колесами. Подвеска смягчает толчки и удары, возникающие при наезде колёс на неровности дороги. Подвеска автомобиля состоит из четырёх элементов: Упругий Направляющий Гасящий Стабилизирующий Упругий элемент смягчает толчки, передаваемые от колеса на кузов. В качестве упругих элементов применяют: Пружины – работают на сжатие (например, все автомобили ВАЗ) Рессоры – работают на изгиб (например, грузовики КамАЗ, ЗиЛ, ГАЗ) Торсионы – работают на кручение (например, ЗАЗ-968М, ЗиЛ-117) Сжатый газ в эластичной оболочке или цилиндре – применяют воздух (ЛиАЗ, Икарус) или азот (БелАЗ). Направляющий элемент обеспечивает заданную траекторию движения колес относительно кузова при деформациях упругого элемента и передает тяговые, тормозные и боковые усилия от колес к кузову. Направляющий элемент обычно состоит из реактивных штанг (от слова "реакция") и рычагов. В рессорной подвеске направляющим элементом может являться сама рессора. Гасящий элемент предназначен для гашения колебаний кузова, препятствует раскачиванию кузова при движении по неровной дороге. Гасящим элементом обычно являются гидравлические амортизаторы, в которых энергия колебаний кузова поглощается жидкостью, прокачиваемой через калиброванные отверстия. Стабилизирующий элемент противодействует поперечным кренам автомобиля при действии на автомобиль боковых сил, например, при движении автомобиля на повороте. Стабилизирующим элементом обычно является металлический стержень, работающий на кручение. Различают два вида подвесок: зависимые и независимые. В зависимой подвеске правое и левое колесо связаны жёсткой балкой моста, поэтому вертикальные перемещения одного из колес вызывают перемещения другого колеса. В независимой подвеске правое и левое колесо не имеют жесткой связи между собой и перемещаются в вертикальном направлении независимо друг от друга. Например автомобиль КамАЗ-5320 имеет зависимую подвеску всех колес, автомобиль ВАЗ-2106 имеет переднюю независимую подвеску и заднюю зависимую. У грузовых автомобилей на задние колеса действует большая нагрузка, поэтому задние колеса сдвоенные, а количество осей – две или три. В этом случае применяют балансирную подвеску, которая распределяет нагрузку между мостами поровну.
Колёса
| | Колеса являются одним из видов движителей. Взаимодействуя с дорогой, они преобразуют вращение полуоси в поступательное движение автомобиля. Другими видами движителей могут быть: гусеница, шнек, винт – которые применяются на специальных видах тяговых и транспортных средств. В общем случае колесо имеет ступицу, диск, обод и шину. Ступица связана с полуосью и воспринимает от нее крутящий момент, который она передает на диск. Диск передает усилие на обод. На обод надета эластичная шина, наполненная сжатым воздухом. Вращающаяся шина взаимодействует с дорогой и вызывает поступательное движение автомобиля. |
|
|
У легковых автомобилей и у грузовых малой грузоподъемности ступица изготавливается как отдельная деталь, которая закрепляется на полуоси, а диск крепится к ступице болтами или шпильками. У грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности ступица также является отдельной деталью, причем ее размеры настолько велики, что диск у колеса отсутствует и обод крепится непосредственно к ступице.
Шина является наиболее сложным и дорогостоящим элементом конструкции колеса. Для ее изготовления применяется специальная износостойкая и воздухонепроницаемая резина. Для того, чтобы шина не увеличивалась в размерах при накачивании воздуха внутри резины имеется каркас из синтетических прочных нитей, переплетенных сложным образом в несколько слоёв. Этот каркас называют также кордом. Если нити корда параллельны друг другу и проходят поперёк шины, такая шина называется радиальной. В других шинах в соседних слоях нити пересекаются под углом. Такие шины называются диагональными. Радиальные шины мягче диагональных, но их прочность ниже.
Часть шины, взаимодействующая с дорогой, называется протектором. Для надежной связи протектора с дорогой, он расчленен на отдельные элементы – грунтозацепы. Через канавки между элементами протектора отводится вода при движении по мокрой дороге. В зависимости от рисунка протектора и размеров грунтозацепов различают шины летние (для асфальта), зимние (для снега и грязи) и универсальные. Для защиты шины от повреждений при наезде на камни и выбоины под протектором расположен защитный слой из переплетенных тонких стальных проволок. Этот слой называется брекер. Тонкие боковые части шины называются боковинами. Части шины, соприкасающиеся с ободом, называются бортами. Внутри бортов имеются кольца из толстой стальной проволоки. Они необходимы для плотной и надежной посадки бортов шины на обод, чтобы при действии боковых сил (например на повороте) шина не сошла с обода. Часть обода, на которую надевается борт шины, называется полка.
Шины бывают камерные и бескамерные. Внутри камерной шины расположена камера из воздухонепроницаемой резины. Камера имеет штуцер (вентиль) для накачивания воздухом. Бескамерные шины имеют внутренний слой из воздухонепроницаемой резины, и более плотно надеваются на обод. Для надежного уплотнения обод для бескамерных шин имеет кольцевой выступ – хамп. При использовании бескамерных шин штуцер втавляют в специальное отверстие в ободе колеса.
| | Размер шины является её основным параметром. Шина должна соответствовать ободу, на который она устанавливается. Размер диагональной шины обозначается двумя способами. Если отношение высоты профиля шины к ширине (Н/В) составляет 88% и более, на шине указывают ширину профиля шины В и посадочный диаметр А, выраженные в дюймах (1 дюйм=25,4 мм) и разделённые тире. Например, 6,40 – 13. Бели отношение Н/В равно 0,82, то обозначение смешанное: через дробь две пары чисел, у которых первое — ширина профиля, а второе — посадочный диаметр. Например: 155 – 13/6,15 – 13. В обозначении размера радиальной шины присутствует буква R, например: 165/70R13. Здесь 165 – ширина профиля шины В в миллиметрах, 70 – отношение Н/В, выраженное в процентах, буква R свидетельствует о радиальной конструкции каркаса, 13 – посадочный диаметр d, выраженный в дюймах. |
|
На иллюстрации показана шина грузового автомобиля с разрушенной боковиной. В подпротекторной зоне видна проволока разрушенного брекера. Под влиянием атмосферной влаги проволока заржавела.
| |