Термин | Значение | Иллюстрация |
Подвижной состав | Подвижной состав автомобильного транспорта включает в себя автомобили, прицепы и полуприцепы | |
Автомобиль | Автомобиль - это самодвижущийся экипаж, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым дорогам и по бездорожью. | |
Прицеп | Подвижной состав, не имеющий двигателя и приводимый в движение автомобилем-тягачом, причем тягач воспринимает только продольные силы при взаимодействии с прицепом, а весь вес прицепа действует только на опорную поверхность | |
Полуприцеп | Прицеп, часть веса которого действует на автомобиль-тягач | |
Тягач | Автомобиль, буксирующий прицеп или полуприцеп | |
Автопоезд | Автомобиль-тягач с одним или более прицепом (полуприцепом) | |
Дышло | Устройство, связывающее прицеп с тягачом. Дышло передает только тяговые и тормозные силы | |
Седло | Седельно-сцепное устройство (седло) - устройство, связывающее полуприцеп с тягачом. Седло передает тяговые и тормозные силы, а также передает часть веса полуприцепа на автомобиль-тягач | |
Тип автомобиля (вид) | Характеристика подвижного состава, указывающая на его назначение. Различают следующие типы: 1 Легковой 2 Автобус 3 Грузовой общего назначения 4 Седельный тягач 5 Самосвал 6 Цистерна 7 Фургон 9 Специальный Тип 8 не применяется | |
Класс автомобиля | Характеристика подвижного состава, косвенно указывающая на его размеры. Класс легкового автомобиля зависит от рабочего объема его двигателя, класс автобуса зависит от его длины, класс грузового автомобиля зависит от его полной массы | |
Модель | Условное буквенно-цифровое обозначение, указывающее на конкретный автомобиль (прицеп, полуприцеп). Включает в себя название изготовителя, класс, тип и порядковый номер модели. Например: КАМАЗ-5320. В этом обозначении КАМАЗ - название изготовителя, 5 - класс грузовика, 3 - тип (бортовой автомобиль), 20 - порядковый номер модели | |
Базовая модель | Конструкция автомобиля, положенная в основу семейства автомобилей, в котором основа конструкции одинаковая, но есть отличия, расширяющие возможности выбора. Например: ВАЗ-2108 базовая модель семейства переднеприводных автомобилей, включающего в себя кроме базовой модели ряд модификаций (ВАЗ-2109, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099 и др) | |
Модификация | Автомобиль, сконструированный на основе базовой модели. Например: ВАЗ-2106 базовая модель, ВАЗ-21061 модификация, отличающаяся от базовой модели рабочим объемом двигателя | |
Бортовой автомобиль | Автомобиль, имеющий грузовую платформу с откидывающимися бортами | |
Цистерна | Емкость, предназначенная для перевозки жидких грузов | |
Фургон | Грузовая платформа закрытая со всех сторон для обеспечения сохранности груза | |
Самосвал | Грузовой автомобиль, у которого грузовая платформа имеет опрокидывающий механизм, который позволяет ускорить разгрузку. Применятся для перевозки сыпучих грузов | |
Седан | Кузов легкового автомобиля с явно выраженным моторным отсеком, пассажирским салоном и багажником. Иногда называют трехобъемным кузовом. Более подробная информация здесь | |
Лимузин | Кузов легкового автомобиля, в котором передние сиденья отделены от остальной части салона перегородкой. Обычно имеет удлинненную базу, повышенный комфорт, два или три ряда сидений. Более подробная информация здесь | |
Купе | Кузов легкового автомобиля, с укороченной базой и двумя боковыми дверями. Может иметь один или два ряда сидений. Более подробная информация здесь | |
Универсал | Кузов легкового автомобиля, у которого пассажирский салон и багажник объединены. Универсал имеет заднюю дверь для погрузки груза. Универсал называют двухобъемным кузовом. Более подробная информация здесь | |
Кабриолет | Кузов легкового автомобиля с открытым верхом (без крыши). Кабриолет может иметь съемную крышу. Более подробная информация здесь | |
Хэтчбек | Разновидность кузова Универсал, имеет пологий спуск задней части. Более подробная информация здесь | |
Специализированный автомобиль | Автомобиль, предназначенный для перевозки одного вида грузов, например для перевозки сыпучих грузов (самосвал) | |
Специальный автомобиль | Автомобиль, предназначенный для перевозки только одного конкретного груза, например, специальный автомобиль для перевозки жидкого бетона. К специальным относят также автомобили, на которых смонтированы буровые вышки, лаборатории, пожарное оборудование и др. | |
Автомобиль общего назначения | Автомобиль, предназначенный для перевозки различных по своим свойствам грузов по дорогам с твердым покрытием | |
Автомобиль повышенной проходимости | Автомобиль, конструкция которого позволяет ему передвигаться не только по дорогам с твердым покрытием, но также в условиях бездорожья | |
Внедорожный автомобиль | Автомобиль, конструкция которого позволяет ему передвигаться в очень сложных условиях в течение длительного времени | |
Полноприводный автомобиль | Автомобиль, у которого все колеса являются ведущими | |
Неполноприводный автомобиль | Автомобиль, у которого не все колеса являются ведущими | |
Переднеприводный автомобиль | Автомобиль, у которого ведущими являются только передние колеса | |
Заднеприводный автомобиль | Автомобиль, у которого ведущими являются только задние колеса | |
Колесная формула | Условное обозначение, указывающее общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес. Например, автомобиль КАМАЗ-5320 имеет колесную формулу 6х4 (общее количество колес - 6, из них 4 ведущих). Сдвоенные задние колеса у грузовых автомобилей считаются как одно | |
Компоновка автомобиля | Взаимное расположение основных частей автомобиля (двигатель, трансмиссия, кабина, кузов) | |
Кузов | Элемент конструкции, в котором размещен груз или пассажиры | |
Кабина | Рабочее место водителя, где расположены органы управления и контрольно-измерительные приборы | |
Капот | Крышка моторного отсека. Капот может быть расположен как спереди автомобиля, так и сзади, в зависисмости от расположения двигателя | |
Грузовая платформа | Элемент конструкции грузового автомобиля, предназначенный для размещения на нем груза | |
Оперение | Элементы конструкции кузова автомобиля, закрывающие колеса и формирующие внешний вид автомобиля. Главным образом это крылья | |
Автомобиль с бескапотной компоновкой | Автомобиль, не имеющий капота. У такого автомобиля двигатель находится либо под кабиной, либо под полом (как, например, у некоторых автобусов) | |
Автомобиль с капотной компоновкой | Автомобиль с явно выраженным моторным отсеком, который закрывается специальной крышкой - капотом | |
Автомобиль с классической компо-новкой | Автомобиль с передним расположением двигателя и задними ведущими колесами. Такими были самые первые конструкции автомобилей. Отсюда такое название | |
Автомобиль с переднемоторной компоновкой | Автомобиль, у которого двигатель расположен в его передней части. Например, ВАЗ-2108 | |
Автомобиль с заднемоторной компоновкой | Автомобиль, у которого двигатель расположен в его задней части. Например, ЗАЗ-968А | |
Шасси | Это то, что останется, если с автомобиля убрать двигатель и кузов с кабиной. Шасси включает в себя ходовую часть, трансмиссию и системы управления | |
Ходовая часть | Тележка с колесами. Включает в себя раму, подвеску и колеса | |
Подвеска | Устройство, обеспечивающее упругую связь колес с кузовом (рамой) автомобиля | |
Системы управления | Устройства, позволяющие водителю изменять направление движения автомобиля и останавливать его. Первую задачу решает рулевое управление, вторую - тормозная система | |
Деталь | Цельное неразъемное изделие, выполняющее определенные задачи в конструкции узла | |
Узел | Группа связанных между собой деталей, выполняющих определенные функции. Например: подшипниковый узел | |
Механизм | Нечто более крупное, чем узел, также выполняющее определенные функции. Например: газораспределительный механизм | |
Агрегат | Механизм, имеющий свой собственный корпус. Например: двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, ведущий мост | |
База | Расстояние между осями автомобиля | |
Агрегат | Расстояние между серединами колес одной оси | |
Дорожный просвет (клиренс) | Расстояние от низшей точки конструкции автомобиля до опорной поверхности | |
Грузоподъемность | Наибольшее количество груза, которое разрешено перевозить на данном автомобиле | |
Собственная масса | Масса автомобиля без груза. Другое название - снаряженная масса | |
Полная масса | Масса автомобиля с грузом | |
Минимальный радиус поворота | Радиус дуги, описываемой крайней наружной точкой автомобиля при его повороте с максимальным углом поворота управляемых колес. | |
Рабочий цикл | Совокупность процессов, периодически повторяющихся в цилиндре двигателя. Рабочий цикл четырехтактного двигателя включает в себя четыре части: впуск, сжатие, расширение, выпуск | |
Такт | Часть рабочего цикла, протекающая при движении поршня от одной мертвой точки к другой | |
Ход поршня | Расстояние, которое проходит поршень при перемещении его от одной мертвой точки к другой | |
Верхняя мертвая точка | Самое верхнее положение поршня | |
Нижняя мертвая точка | Самое нижнее положение поршня | |
Рабочий объем цилиндра | Объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от одной мертвой точки к другой | |
Камера сгорания | Пространство над поршнем во время его нахождения в верхней мертвой точке | |
Полный объем цилиндра | Сумма рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания | |
Рабочий объем двигателя (литраж) | Сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя | |
Степень сжатия | Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Безразмерная величина | |
Четырехтактный двигатель | Двигатель, в котором рабочий цикл осуществляется за четыре такта | |
Двухтактный двигатель | Двигатель, в котором рабочий цикл осуществляется за два такта | |
Карбюраторный двигатель | Двигатель, имеющий карбюратор. В этом двигателе бензовоздушная смесь в цилиндре поджигается электрической искрой | |
Карбюратор | Устройство, предназначенное для смешивания бензина с воздухом и образования бензо-воздушной горючей смеси | |
Газовый двигатель | Двигатель, в котором используется газообразное топливо. Обычно это смеси пропана и бутана, или метан. В этом двигателе газо-воздушная смесь в цилиндре поджигается электрической искрой | |
Дизельный двигатель | Двигатель, в котором топливо воспламеняется в следствие его впрыска в сжатый и нагретый до высокой температуры воздух | |
Кривошипно-шатунный механизм | Преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. При этом поршень воспринимает силы давления газов и совершает полезную работу | |
Газораспределительный механизм | Предназначен для подвода свежей смеси в цилиндр и отвода отработавших газов | |
Система охлаждения | Предназначена для отвода лишнего тепла от деталей двигателя и рассеивания этого тепла в окружающей среде | |
Система смазки | Предназначена для подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя | |
Система питания | Предназначена для приготовления топливно-воздушной горючей смеси требуемого состава и в требуемом количестве | |
Система зажигания | Предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах бензиновых и газовых двигателей посредством электрической искры | |
Отработавшие газы | Продукты сгорания топливо-воздушной смеси | |
Токсичные компоненты | Вещества, входящие в состав отработавших газов, представляющие опасность для живых организмов и растений | |
Окись углерода (угарный газ) | Один из наиболее опасных токсичных компонентов отработавших газов. Оказывает удушающее действие | |
Углеводороды | Соединения углерода и водорода. При неполном сгорании топлива в цилиндрах двигателя часть углеводородов выходит в атмосферу вместе с отработавшими газами и в этом случае считается одним из токсичных компонентов | |
Окислы азота | Соединения азота и кислорода. Входят в состав продуктов сгорания и являются их токсичными компонентами | |
Наддув двигателей | Способ повышения мощности двигателя. Заключается в том, что воздух в цилиндр двигателя принудительно нагнетается специальным насосом и вместе с этим подается увеличенное количество топлива. При сгорании увеличенного количества топливо-воздушной смеси увеличивается давление газов, полезная работа и мощность двигателя | |
Бензин | Жидкое топливо, получается из нефти и применяется в двигателях с искровым зажиганием (карбюраторные и двигатели с впрыском бензина) | |
Дизельное топливо | Жидкое топливо, получается из нефти и применяется в двигателях с воспламенением от сжатия (дизельные двигатели) | |
Легкое топливо | Топливо с невысокой средней молекулярной массой. Обычно подразумевается бензин | |
Тяжелое топливо | Топливо с высокой средней молекулярной массой. Обычно подразумевается дизельное топливо | |
Смазочные материалы | Вещества уменьшающие силы трения и интенсивность износа в подвижных сопряжениях | |
Моторные масла | Жидкие смазочные материалы, применяемые в системах смазки двигателей | |
Трансмиссионные масла | Жидкие смазочные материалы, применяемые для смазки агрегатов трансмиссии | |
Пластичные смазки | Нетекучие смазочные материалы. Применяются для смазки различных узлов трения | |
Охлаждающая жидкость | Жидкость, применяемая в системе охлаждения двигателя | |
Свеча зажигания | Устройство, имеющее два электрода, разделенных изолятором. Служит для создания электрического разряда в камере сгорания двигателя с целью воспламенения топливно-воздушной смеси | |
Форсунка | Устройство, служащее для мелкого распыливания топлива с целью образования топливно-воздушной смеси | |
Компоновка двигателя | Взаимное расположение цилиндров двигателя. Различают двигатели с рядным расположением цилиндров и V-образные (двухрядные). Частным случаем двухрядного двигателя является оппозитный, у которого два ряда цилиндров направлены в разные стороны | |
Порядок работы цилиндров | Последовательность, в которой чередуются рабочие циклы в цилиндрах двигателя. Порядок работы цилиндров выбирается из соображений обеспечения равномерной работы двигателя без его колебаний на опорах. Например для рядного четырехцилиндрового двигателя применяется порядок работы: 1-3-4-2, для рядного шестицилиндрового 1-5-3-6-2-4 | |
Термин | Значение | Иллюстрация |
Кривошипно-шатунный механизм | Группа деталей, включающая в себя поршень, цилиндр, шатун и кривошип. Служит для преобразования тепловой энергии в механическую работу | |
Поршень | Деталь в форме стакана, перевернутого дном вверх. Воспринимает давление газов и передает усилие шатуну | |
Юбка поршня | Нижняя часть поршня (ниже оси отверстия под поршневой палец) | |
Головка поршня | Верхняя часть поршня (выше оси отверстия под поршневой палец) | |
Днище поршня | Верхняя часть головки, воспринимающая силы давления газов | |
Бобышка | Приливы металла в боковой части поршня для отверстия под поршневой палец | |
Поршневые кольца | Металлические кольца с разрезом, установленные в канавках головки поршня. Различают компрессионные и маслосъемные кольца | |
Компрессионные кольца | Поршневые кольца, предназначенные для уплотнения зазора между поршнем и цилиндром. Препятствуют прорыву газов из рабочей полости цилиндра в кривошипную камеру. В большинстве случаев на поршне устанавливают два компрессионных кольца, которые могут иметь различия по толщине и другие особенности | |
Маслосъемные кольца | Поршневые кольца, предназначенные для снятия излишков масла со стенок цилиндра. Излишки масла возвращаются назад в кривошипную камеру, а оставшееся на стенках цилиндра масло обеспечивает смазку поршня и цилиндра | |
Поршневой палец | Деталь цилиндрической формы, соединяющая поршень с шатуном | |
Цилиндр | Пустотелая деталь цилиндрической формы, в которой поршень совершает возвратно-поступательные движения. В цилиндре сжигается топливо-воздушная смесь. Горячие газы действуют на поршень и совершают полезную работу | |
Гильза цилиндра | Отдельная съемная деталь, выполняющая функции цилидра. Гильзы вставляются в корпус кривошипно-шатунного механизма, называемый блоком | |
Блок цилиндров | Корпус кривошипно-шатунного механизма - монолитная неразъемная деталь сложной формы. Блоки бывают со съемными гильзами цилиндров (например, КамАЗ), или являются единым целым, объединяющим несколько цилиндров (например, ВАЗ) | |
Кривошипная камера | Пространство внутри блока цилиндров, в котором вращаются кривошипы. В нижней части кривошипной камеры обычно имеется масло, используемое для смазки узлов трения в двигателе | |
Шатун | Деталь, соединяющая поршень с кривошипом | |
Поршневая головка шатуна | Верхняя часть шатуна, в которую вставлен поршневой палец. Поршневая головка неразъемная | |
Кривошипная головка шатуна | Нижняя часть шатуна, сопряженная с кривошипом (с шатунной шейкой). Кривошипная головка разъемная. | |
Крышка шатуна | Деталь, соединяемая с шатуном болтами и образующая цилиндрическую поверхность кривошипной головки | |
Стержень шатуна | Средняя часть шатуна, соединяющая поршневую и кривошипную головки. Стержень шатуна обычно имеет двутавровое сечение | |
Шатунный болт | Болт специальной конструкции, соединяющий шатун с крышкой. Изготовлен из высокопрочной стали, имеет гладкую часть на стержне, которая плотно входит в отверстие в крышке и шатуне, что препятствует поперечному сдвигу крышки относительно шатуна. Шатунный болт имеет резьбу с мелким шагом и гайку увеличенной высоты, что увеличивает нагрузочную способность этого резьбового соединения | |
Коленчатый вал | Деталь, объединяющая в себе несолько кривошипов | |
Шатунная шейка | Часть коленчатого вала, сопряженная с шатуном | |
Коренная шейка | Часть коленчатого вала, сопряженная с блоком цилиндров | |
Щека | Часть коленчатого вала, соединяющая шатунную и коренную шейки | |
Колено | Часть коленчатого вала, включающая в себя шатунную шейку, две ее щеки и связанные с ними коренные шейки | |
Противовес | Часть коленчатого вала, являющаяся продолжением щеки и предназначенная для уравновешивания центробежных сил инерции колена | |
Головка блока цилиндров | Деталь, закрывающая цилиндры сверху, благодаря чему полость цилиндра является замкнутой (закрытой со всех сторон). Головка блока цилиндров имеет сложную форму. В ней расположены каналы для подвода и отвода газов, каналы для охлаждающей жидкости, детали газораспределительного механизма | |
Маховик | Массивная деталь в форме диска, закрепленная на торце коленчатого вала. Сглаживает крутильные колебания, возникающие в результате действия переменных сил давления газов и сил инерции. Маховик является также одной из деталей сцепления. Та часть двигателя, в которой расположен маховик, считается задней. Противоположная часть двигателя считается передней. | |
Зубчатый венец | Деталь в форме кольца с зубьями, напрессованная на наружную поверхность маховика. Зубчатый венец используется при пуске двигателя стартером. | |
Шкив | Вращающаяся деталь ремённой передачи. В отличие от блока, шкив передаёт усилие с оси на ремень (либо с ремня на ось); блок же вращается на оси свободно
и обеспечивает исключительно изменение направление движения ремня или каната. На автомобильных двигателях применяют клиновые и поликлиновые ременные передачи для привода навесных агрегатов (генератор, насос системы охлаждения, вентилятор, насос гидроусилителя и др.) Шкив (один или более) закреплены на переднем конце коленчатого вала | |
Силумин | Силумин – сплав алюминия с кремнием. Основу сплава составляет алюминий. Кроме этого в сплаве присутствует кремний в количестве от 4 до 23%, а также незначительное количество примесей Fe, Cu, Mn, Ca, Ti, Zn, и некоторые другие. Силумины имеют хорошие литейные свойства и поэтому их применяют для отливки деталей сложной конфигурации. Очень широко силумины применяют в автомобилестроении и авиастроении. Из силуминов изготавливают блоки цилиндров двигателей (ГАЗ), головки цилиндров (ВАЗ), поршни и другие детали. | |
Термин | Значение | Иллюстрация |
Масло | Жидкий смазочный материал. Уменьшает коэффициент трения в подвижных сопряжениях | |
Маслоприемник | Устройство в виде трубки с сеткой для отбора масла из поддона и подачи его в масляный насос. Сетка не пропускает в насос крупные посторонние твердые частицы | |
Поддон | Нижняя крышка двигателя, закрывающая кривошипно-шатунный механизм. В поддоне обычно содержится запас масла | |
Односекционный масляный насос | Масляный насос с одной парой шестерен, создает один поток масла | |
Двухсекционный масляный насос | Масляный насос с двумя парами шестерен. Каждая пара создает свой поток масла. Один поток направляется для смазки деталей, а второй - либо в масляный радиатор, либо в масляный фильтр | |
Смазка под давлением | Способ смазки, при котором масло под давлением нагнетается в зазор между деталями. Например в зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами | |
Смазка разбрызгиванием | Способ смазки, при котором масло разбрызгивается вращающимися деталями и капли масла попадают на поверхность трения. Например, разбрызгиванием смазываются гильзы цилиндров и кулачки распределительного вала | |
Комбинированная система смазки | Система смазки в которой часть деталей смазывается под давлением, а другая часть - разбрызгиванием. Комбинированная система смазки применяется во всех автомобильных двигателях | |
Система смазки с мокрым картером | Система смазки в которой основной запас масла находится в поддоне. Применяется на большинстве автомобильных двигателей | |
Система смазки с сухим картером | Система смазки в которой основной запас масла находится в специальном масляном баке. Такие системы смазки применяются на автомобилях работающих при значительных кренах кузова или движущихся с высокими скоростям, когда возникает опасность попадания воздуха в маслоприемник и масляный насос. Например: карьерные самосвалы, спортивные автомобили | |
Главная масляная магистраль | Канал в блоке цилиндров. в который подается масло от масляного насоса и отводится к разным точкам смазки | |
Фильтр грубой очистки | Фильтр, отсеивающий только крупные посторонние частицы | |
Фильтр тонкой очистки | Фильтр, отсеивающий не только крупные, но и мелкие посторонние частицы | |
Полнопоточный фильтр | Фильтр, через который проходит весь поток масла, подаваемый насосом в систему смазки | |
Неполнопоточный фильтр | Фильтр, через который проходит часть потока масла, подаваемого насосом и сливается в поддон, а другая часть масла подается для смазки деталей | |
Фильтрующий элемент | Пористый материал, который пропускает масло, но задерживает на своей поверхности посторонние частицы | |
Центробежный фильтр | Фильтр, в котором отделение посторонних твердых частиц от масла осуществляется центробежными силами инерции. Другое название - центрифуга | |
Центробежный маслоочиститель | Разновидность центробежного фильтра. Отличается тем, что в центрифуге емкость с маслом раскручивается реактивными силами масляных струй (ЗИЛ), а в центробежном маслоочистителе емкость с маслом закреплена на коленчатом валу и вращается вместе с ним (Запорожец) | |
Редукционный клапан | Клапан, поддерживающий постоянное давление масла в напорной магистрали масляного насоса | |
Перепускной клапан | Клапан, пропускающий масло в обход фильтрующего элемента при большом перепаде давления на нем | |
Противодренажный клапан | Клапан, пропускающий масло от насоса в систему смазки и не пропускающий его в обратном направлении | |
Датчик давления масла | Устройство, реагирующее на давление масла. Датчик либо включает контрольную лампу давления масла, когда давление недостаточное, либо управляет работой стрелочного прибора | |
Отработавшие газы | Продукты сгорания топливно-воздушной смеси | |
Масляный туман | Мелкие капли масла во взвешенном состоянии. Образуется в полости картера в результате разбрызгивания масла вращающимся коленчатым валом | |
Картерные газы | Смесь отработавших газов с масляным туманом. Газы прорываются из цилиндра в картер через зазор между поршнем и цилиндром и смешиваются там с масляным туманом | |
Маслоотделитель | Устройство отделяющее масло от картерных газов | |
Система вентиляции картера | Устройство для отвода картерных газов из полости картера | |
Открытая система вентиляции | Система вентиляции, которая отводит картерные газы из полости картера в атмосферу | |
Закрытая система вентиляции | Система вентиляции, которая отводит картерные газы из полости картера в впускную систему двигателя | |
Термин | Значение | Иллюстрация |
Бензин | Жидкое топливо. Смесь углеводородов. Продукт переработки нефти | |
Состав смеси | Соотношение топлива и воздуха в смеси. Если количество топлива точно соответствует количеству воздуха, смесь называется нормальной. Если топливо в избытке, смесь называется богатой. Если воздух в избытке, то смесь называется бедной | |
Топливоприемник | Трубка с сеткой в топливном баке. Предназначена для отбора бензина из бака | |
Датчик уровня топлива | Устройство с поплавком и реостатом, управляет работой стрелочного указателя уровня топлива | |
Топливопровод | Трубка из материала, стойкого по отношению к топливу. На неподвижных участках применяют медные топливопроводы, на подвижных - шланги из бензостойкой резины в хлопчатобумажной оплетке | |
Топливный фильтр | Фильтр для очистки топлива. Обычно это фильтры тонкой очистки с картонным фильтрующим элементом | |
Топливный насос (бензонасос) | Насос диафрагменного типа для принудительной подачи топлива из бака в карбюратор | |
Диафрагма | Тонкая пластина из эластичного материала | |
Мембрана | Тонкая металлическая пластина | |
Карбюратор | Прибор, в которм бензин смешивается с воздухом и образует топливновоздушную горючую смесь | |
Смесительная камера | Канал круглой формы, в котором движется поток воздуха. В этот поток вводится бензин и происходит их смешивание | |
Диффузор | Сужение горловины карбюратора. В диффузоре скорость потока воздуха увеличивается а давление снижается. В диффузоре расположен распылитель топлива | |
Дроссельная заслонка | Заслонка, расположенная в нижней части смесительной камеры. Дроссельная заслонка связана с педалью управления | |
Воздушная заслонка | Заслонка, расположенная в верхней части горловины карбюратора. Используется при пуске холодного двигателя | |
Распылитель | Отверстие из которого происходит истечение бензина в смесительную камеру | |
Жиклер | Деталь с калиброваным отверстием. Жиклеры применяются для дозирования количества бензина и воздуха в каналах карбюратора | |
Эмульсия | Смесь бензина с воздухом, в которой бензин находится в жидком виде | |
Эмульсионная трубка | Трубка с отверстиями. Используется для получения эмульсии | |
Поплавковая камера | Полость в карбюраторе, заполняемая бензином. Поплавковый механизм с клапаном поддерживает постоянный уровень топлива | |
Сбалансированная поплавковая камера | Поплавковая камера не связанная с атмосферой. Полость камеры сообщается с пространством после воздушного фильтра | |
Несбалансированная поплавковая камера | Поплавковая камера, связанная с атмосферой | |
Клапан разбалансировки | Клапан, сообщающий поплавковую камеру с атмосферой при закрытой дроссельной заслонке | |
Игольчатый клапан | Клапан на входе в поплавковую камеру, регулирует поступление бензина. Запорный элемент имеет форму иглы, отсюда название | |
Система холостого хода | Дозирующая система, предназначенная для приготовления обогащенной горючей смеси при холостом ходе двигателя | |
Главная дозирующая система | Дозирующая система, предназначенная для приготовления обедненной горючей смеси на всех режимах кроме холостого хода | |
Переходная система | Дозирующая система, предназначенная для плавного перехода от холостого хода к нагрузочным режимам. Исключат провалы в работе двигателя | |
Ускорительный насос | Дозирующая система, предназначенная для обогащения смеси при разгоне двигателя. Исключат провалы в работе двигателя | |
Экономайзер | Обогатительное устройство. Обогащает смесь при работе двигателя на максимальной нагрузке. Различают экономайзеры с механическим и с пневматическим приводом | |
Эконостат | Обогатительное устройство. Обогащает смесь при работе двигателя на максимальной нагрузке. В отличие от экономайзера не имеет подвижных деталей | |
Пусковое устройство | Обогатительное устройство. Обогащает смесь при пуске холодного двигателя | |
Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) | Устройство, отключающее подачу топлива на принудительном холостом ходу (при торможении двигателем) | |
Подогрев корпуса дроссельных заслонок | Подогрев нижней части карбюратора горячим тосолом. Способствует более полному испарению бензина | |
Регулятор температуры воздуха | Устройство, поддерживающее оптимальную температуру воздуха во впускной системе при изменении температуры окружающей среды | |